Надя Яхнич: не просто красавица!

Надя Яхнич пришла в профессиональный спорт уже будучи взрослым человеком, но смогла добиться успеха в пилотировании самолёта, в авто- и мотогонках

Март. Природа и люди постепенно выходят из зимней спячки, прекрасные девушки примеряют новые легкие наряды. Впрочем, некоторые из них выбирают не платья, а гоночные комбинезоны. Например, Надя Яхнич: спортсменка – звезда мото- и автогонок, покорительница неба, мама и просто красавица. Как все это совместимо?

Надя ломает стереотипы о современной женщине. Эта девушка модельной внешности пришла в сложный и опасный профессиональный спорт уже взрослым человеком. Никакие травмы, переломы и нештатные ситуации не мешают ей добиваться успеха в любимом деле, будь то пилотирование самолета, мотоциклетные гонки или автоспорт. Как вы уже догадались, 8 марта она отмечала не за праздничным столом, а на экстремальных тренировочных заездах по льду озера.

Надя Яхнич рассказала «Труду» о своей необычной спортивной биографии.

- Вы действительно мечтали в детстве стать художницей?

- Да, и даже пять лет училась в художественной школе. Я не стала живописцем, но сохранила тот особенный взгляд на мир, который тогда у меня сформировался. Знакомство с любым предметом и явлением я начинаю с визуального образа. Однажды я купила себе красивые сапоги и решила, что с ними очень эффектно будет смотреться мотоцикл. С этого началось увлечение мотогонками. Если я вижу красивую машину, то начинаю интересоваться той дисциплиной автоспорта, в которой можно принять на ней участие. К тому же, картинка очень важна в спорте: зрители смотрят не только на результат, но и на то, как выглядят спортсмены и их техника.

- А когда вы пришли в спорт?

- Увлечение спортом началось с зала: я занимаюсь фитнесом уже так давно, что не представляю свою жизнь без него. Именно спортзал приучил меня к дисциплине. В 19 лет у меня появился первый автомобиль, и я сразу почувствовала, что меня тянет к гонкам, но тогда у меня не было возможности ими заняться профессионально. Одновременно я начала ездить на мотоцикле и целый год просто гоняла на нем по улицам, но потом решила учиться этому делу серьезно. Так я стала тренироваться в школе Бориса Герелиса: приезжала на мотоцикле из Ярославля на подмосковный Дмитровский полигон, откатывала тренировку и возвращалась домой. В итоге я не только улучшила свои навыки, но и начала участвовать в соревнованиях. В этой школе я и познакомилась с Наташей Любимовой, которая стала моей подругой и персональным менеджером.

Конечно, в 28 лет поздно начинать профессионально заниматься мотоспортом, но на тот момент у нас шоссейно-кольцевые мотоциклетные гонки не были массовым явлением, а для женщин – тем более. В советское время существовала школа мотокросса, и там даже женщины неплохо выступали. Но после 1991 года всё развалилось. И получается, что мы с Наташей фактически стояли у истоков возрождения российского мотоспорта, в том числе, кольцевых гонок. Когда мы начинали, в России вообще не было треков нормального качества, потом построили Мячково... но на этом - всё. Чтобы добиться хороших результатов, мы тренировались не только здесь, но и в Европе, на треках мирового уровня. Итальянские мастера показали нам настоящую мотоциклетную культуру, и теперь мы развиваем ее в нашей стране.

 

Я не считаю себя талантливой, но я очень работоспособна и умею концентрироваться на приобретении новых навыков и достижении результата. Если бы я начала заниматься гонками в 10 лет, я достигла бы, несомненно, более высокого уровня. В детском возрасте прогресс идёт быстрее, и сейчас методики стали эффективнее, чем 20-30 лет назад. До поездок в Европу нам приходилось учиться методом проб и ошибок. Тем не менее, в Италии – Мекке мотоспорта - мы с Наташей смогли навязать борьбу даже мужчинам, хотя наши соперники начали заниматься еще в детстве. Кстати, в Италии я никогда не видела какого-либо предвзятого отношения к женщине в гонках, даже со стороны обычных людей.

- Одним из ваших тренеров была великая российская пилотесса Светлана Капанина. Что вы переняли от нее, кроме навыков пилотирования?

- Для Светланы в спорте нет непреодолимых препятствий. Она очень целеустремленный человек редкого таланта и с железным мужским характером: не удалось сейчас - получится потом, никаких слез и соплей. Я проникалась таким отношением к своему делу.

- Ваша фраза «я стала пилотом чтобы излечить аэрофобию», - это не шутка?

- Нет. Когда я закончила с мотоспортом, я случайно оказалась на аэродроме, и мне предложили полетать. Я подумала, что это может помочь мне побороть аэрофобию. Этого не произошло, но зато у меня появилось новое увлечение.

- Но почему навыки пилотирования не помогли побороть аэрофобию?!

- Дело в контроле. Я спокойна лишь тогда, когда сама контролирую ситуацию, когда штурвал – в моих руках или в руках летчика на соседнем кресле. Но когда сижу в салоне самолета и не могу видеть, как чужой дядя управляет самолётом, появляется тревога.

- У вас есть кумиры?

- Нет, и никогда не было. Зачем мне быть похожей на кого-то?! Мне вообще по жизни везет на наставников, я с огромным удовольствием общаюсь с ними и учусь у них. Но у меня свой путь.

- Зачем красивой женщине рискованные увлечения?

 

- Я из тех, кто любит адреналин. Я считаю, что людям с таким складом характера, как у меня, важно иметь возможность выплескивать свои эмоции в каких-то специальных местах. Чтобы не было соблазна сделать это на дорогах общего пользования, где есть опасность кому-то навредить. Отлично, что в России в последние годы создается все больше гоночной инфраструктуры, причем не только в Москве. Благодаря этому люди могут выплеснуть адреналин, разогнавшись до высоких скоростей на оборудованных треках, оставаясь в безопасности и не нарушая никаких законов и правил.

- А вообще случались в жизни опасные ситуации?

- Авто- и мотоспорт предполагает падения и травмы, так что опасные ситуации, кончено же, бывали. В обычной жизни – нет: я вожу внимательно и аккуратно.

- Можно ли воспитать хладнокровие, чтобы при неожиданной опасности реагировать на неё быстрее, и при этом вести себя более адекватно?

- Конечно же, авто- и мотоспорт развивают скорость реакции, и полученные навыки могут помочь в экстренной ситуации, но мне бы не хотелось проверять это на практике.

- У вас растут прекрасные дочки, поддерживают ли они ваши экстремальные увлечения?

- Дочки поддерживают меня, но я не навязываю им свои интересы. Пусть сами решают – чем им больше нравится заниматься. А я их выбор поддержу. Им сейчас по 14 лет, они близнецы, но не похожи друг на друга ни внешне, ни характером. Одна занималась картингом с семи лет, показывала хорошие результаты, потом ей разонравилось. Другую сначала вообще никакой вид спорта не интересовал, потом она вдруг сильно увлеклась волейболом.

- Родные переживают за вас?

- Когда я занялась мотогонками, мама очень переживала. Но я сумела ей объяснить, что это мой выбор и что там я себя чувствую себя на своем месте: «Ты хочешь, чтобы я постоянно страдала без спорта?» Мама согласилась со мной, и никто из близких больше не отговаривает меня, наоборот, поддерживают по мере возможностей. Муж меня понимает, хотя сам он никогда не ездил на мотоцикле, а к автогонкам и самолётному спорту вообще никогда не имел отношения. Адреналин он получает не от гонок, а от ведения бизнеса. Девочки тоже не волнуются: они уже привыкли к моим увлечениям.

- Как часто вы нарушаете правила дорожного движения?

- В первые годы за рулём меня штрафовали за превышение скорости. Но в последнее время квитанции приходят, только если я забыла парковку оплатить.

- Какие цели и желания у вас сейчас?

- Добиться таких успехов в автоспорте, в дрифте, чтобы их можно было с гордостью вписать в мою биографию. Именно в этом направлении я работаю в последние два года, а в этом году – особенно интенсивно. В свои 44 года я здесь ещё «зелёный новичок». Но плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Было бы странно, если бы я не хотела побед, хотя загадывать пока рано.

- Я знал летчиков, которые, пересев в автомобиль, врезались в забор потому, что не тормозили, а по привычке тянули руль на себя, пытаясь через забор перелететь. У вас опыт занятия тремя видами гонок. Есть ли в них какие-то навыки, мешающие друг другу?

- При управлении мотоциклом ты постоянно двигаешься, смещаешь центр тяжести, и поначалу за рулем автомобиля я автоматически делала это, отклонялась вправо и влево на поворотах. Старшие товарищи посмеивались, а тренер говорил, что на это я трачу лишнюю энергию, и затягивал потуже ремни безопасности. В остальном навыки из разных видов гонок только помогают.  

- А случается красивой элегантной женщине работать гаечным ключом и отверткой?

 

- Я согласна с итальянскими специалистами, которые считают, что технические вопросы - не работа гонщиков. Я могу разве что протереть мотоцикл, а для остальных процедур, в том числе и ремонта, есть обученные этому механики. Как однажды сказал мой тренер, я их тех, кто приезжает на гонки в чистеньком комбинезоне, и в таком же чистеньком уезжает. Мне самой не интересно ковыряться с железяками, хотя, конечно, я разбираюсь в моторах лучше среднестатистического обывателя. После финиша могу грамотно поговорить с механиками – как машина себя вела. Но по складу характера я - точно не технарь.

- Мотогонки – один из немногих видов спорта, где женщины побеждают мужчин на чемпионате мира. Но почему их так мало?

- На это очень многое влияет. Во-первых, девочке трудно получить поддержку родителей в ее увлечении техническим видом спорта. А без поддержки родителей – в том числе, финансовой - ребенок практически не имеет шансов заниматься профессиональным спортом. Во-вторых, здесь важна физическая подготовка, сила и выносливость, а это тоже, в основном, мужские качества. Ну и, конечно, в мотоспорте нужно иметь особенный склад мышления, а он ближе к мужскому, чем к женскому.

- В начале марта у настроение весеннее? Или у вас оно должно быть стабильное круглый год?

- Настроение у меня отличное, так как мы провели плодотворный сезон в Сибири – тренировались и выступали в соревнованиях по зимнему дрифту, готовились к летнему сезону. Особенно мне понравилось в Иркутской области – там очень много солнца.

- Какие планы на этот сезон?

- Планирую проехать сезон в российской дрифт-серии RDS. Осваиваю для этого новую машину мощностью 1000 лошадиных сил.

- Россияне сейчас изолированы от международных автогонок. Что вы об этом думаете?

 

- Мировое спортивное сообщество, несмотря на политические ограничения, поддерживает участие атлетов из России в международных соревнованиях. Любые трудности только нас закаляют. Мы – спортсмены – все равно будем продолжать делать свое дело несмотря ни на что.