Главная Культура 16:55 16 Марта 2016 3114
Дон Жуану не подали руки

На сцене Большого театра хорошо спели и скучно сыграли «Каменного гостя»

Сергей Бирюков

В Большом театре поставили «Каменного гостя» Даргомыжского – один из самых смелых оперных экспериментов в мире. В том, что этот опыт, несмотря на все издержки, стоило осуществлять и композитору, и его нынешним исполнителям, убедился корреспондент «Труда».

Даргомыжский задумал небывалое – сочинить оперу на полный, неизмененный текст маленькой трагедии Пушкина «Каменный гость». Разве лишь пушкинский вариант имени главного героя – Дон Гуан – заменил на более привычный в России – Жуан. Никому раньше за три века существования оперного жанра не приходило в голову переложить готовое литературное произведение, без переделки его в либретто, на музыку. Причем случилось это не в искушенных оперным опытом Италии, или Франции, или Германии. Это произошло в России, где первая опера мирового уровня «Жизнь за царя» Глинки появилась меньше чем за 30 лет до того, в 1836 году. Попробовав в «Русалке» работать в глинкинской традиции, Даргомыжский через полтора десятилетия совершил резкий прорыв в неизвестное. Своего «Каменного гостя» он писал в 1960-е одновременно с вагнеровским «Тристаном и Изольдой»…

Правда, степень мировой славы у этих произведений очень разная. Неблагодарное дело – сравнивать таланты выдающихся творцов, но думается, даже рядом с гигантом Вагнером Даргомыжский имел право на большее, чем до сих пор имеет. Возможно, сказался и традиционный для оперного мира европоцентризм, ведь даже «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» ставятся на Западе в разы реже, чем «Травиата» и «Аида», хотя вряд ли найдется хоть один здравомыслящий человек, который осмелится утверждать, что Чайковский – менее крупный композитор, чем Верди.

И уж во всяком случае для русской музыки Даргомыжский – то же, что Вагнер для мировой. Он первым ступил на неизведанную тропу, по которой потом пошли Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Шостакович…

И первым принял на себя все риски этого дела. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» – его знаменитый девиз. Но разве правды хочет традиционная оперная публика? Ей нужны прежде всего красота мелодий, бравое пение и гармоничные ансамбли.

Оттого постановки «Каменного гостя», начиная с первой, 1872 года в Мариинском театре (к сожалению, посмертной – композитор не успел закончить произведение, его, по русской традиции, заканчивали собратья по цеху и духу Кюи и Римский-Корсаков), редко имели большой и долгий успех. Хотя среди них попадались и эпохальные, вроде спектакля Мейерхольда 1917 года… Ярких музыкальных тем в этой опере – вряд ли сильно больше пяти: мрачноватый мотив-вопрос «Когда б я был безумец», благочестивый хорал Донны Анны, две лихие песни Лауры и ослепляющая, как адский огонь, супер-мажорная тема Командора. Нет ни арий, ни дуэтов – только диалоги. Как у Пушкина. Как в жизни.

Зато с каким великолепным мастерством развивает Даргомыжский эти несколько зерен! Каким неожиданно игривым, почти танцевальным, украшенным птичьими трельками становится у него хорал Донны Анны, когда податливая вдовушка сдается на уговоры Дон Жуана! А как близко подходит композитор к психологической напряженности даже не музыкальных драм Мусоргского, о чем нам привычно твердят в учебниках музлитературы, а «Пиковой дамы» Чайковского!

Всю эту новаторскую композиторскую работу добросовестно воссоздает дирижер-постановщик Антон Гришанин. На достойном уровне в большинстве случаев и солисты: звучноголосая, где нужно строгая, где нужно вкрадчивая Анна Нечаева (Донна Анна), тембристая, хотя чуть слишком серьезная для образа Лауры Агунда Кулаева, отличный бас-резонер Петр Мигунов (Лепорелло)…

На сцене Большого театра Дон Жуан так и не удостоился пожатья каменной десницы

Что до Дон Жуана, то тенор приглашенного из Михайловского театра Федор Атаскевич сперва показался странно неподходящим для роли главного сердцееда вселенной, скорее напомнив об образе урода-колдуна Бомелия из «Царской невесты». На такое восприятие сработал и неудачный костюм, придуманный Ирэной Белоусовой – в нем исполнитель выглядел пузатым коротышкой. Но постепенно певец все более входил в роль, все чаще в его голосе звучали ноты настоящего куража и страсти (думаю, он должен быть отличным Германом в той же «Пиковой даме»). Да и костюм в обтяжку ему заменили на рыцарский плащ, что добавило образу мужества. В конце самые горячие аплодисменты достались именно ему, петербургскому гостю.

А вот относительно режиссуры и сценографии вряд ли скажу много радостного. Декорации (Виктор Шилькрот) схематичны и малоинтересны: почти до самого конца взгляд путается в условных консолях и контфорсах, больше всего напоминающих недоконченную стройку с неряшливо обнаженной арматурой. Лишь на какое-то мгновение подсветка обнаруживает посреди этого леса железок множественные фигуры-призраки, вроде монахов и рыцарей черной мессы, которые в конце, материализовавшись на сцене в виде статистов, дружно заколют Дон Жуана.

Вообще же режиссура (Дмитрий Белянушкин) не то что скучна – ее на протяжении большей части оперы просто нет: герои в течение здоровенных диалогов могут стоять на месте и петь, будто они на концертной эстраде. Зато зачем-то выдумано никак не мотивированное и отсутствующее у Пушкина – Даргомыжского убийство Лауры одним из ворвавшихся в ее дом преследователей Жуана.

Тем более неожидан на этом бледном режиссерском фоне остроумный конец оперы: перед нами не вышагивает хрестоматийная статуя, и никто никому не пожимает руку каменной десницей. Лишь является черно-красная карета-катафалк, из нее высовывается закованная в латы длань, грозящая крестом грешнику, которого в тот момент красиво закалывают черные рыцари. Торжество справедливости пробило режиссера на нестандартный ход. Жаль, что только на последних тактах полуторачасовой оперы.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9471
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?