Успешно окончить вуз, даже с красным дипломом, порой недостаточно для того, чтобы устроиться на хорошо оплачиваемую работу по специальности. Не поможет и подкрепление теоретических знаний летними практиками. Почти все компании требуют от соискателей опыта работы. В 2010 году, по данным Международной организации труда при
ООН
, уровень безработицы среди молодежи был выше, чем в среднем по миру, и составлял 16%. Больше всего безработных среди старшекурсников и выпускников гуманитарных вузов.
Изменить ситуацию пытаются компании, набирающие стажеров. «Они готовы брать молодежь на стажерские позиции уровня специалиста, рассчитывая, что этот человек через несколько лет сможет вырасти до достаточно высокого уровня», — рассказывает консультант по подбору персонала направления «Маркетинг, реклама и PR» кадрового холдинга «Анкор» Марта Годзина.
Многие компании — лидеры отраслей ежегодно ждут стажеров, разрабатывая для них специальные программы. Такие компании, как Intel, «Лаборатория Касперского», HP, «ЛАНИТ», даже создают эти программы совместно с российскими вузами.
Google, Procter&Gamble, PricewaterhouseCoopers, «Билайн» и многие другие проводят конкурсный отбор среди выпускников и студентов последних и предпоследних курсов вузов, предлагая пройти несколько этапов отбора — тестирований и собеседований — для поступления к ним на стажировку. Участвуя в проектах компаний вместе с другими сотрудниками, стажеры не только могут понять, близка или нет им выбранная профессия, набраться опыта, но и получают возможность проявить себя и остаться работать в штате.
«Менеджеры по персоналу и руководство многих крупных компаний осознают, что если сейчас вложить все усилия и ресурсы в талантливого, перспективного выпускника, то через несколько лет эти усилия будут оправданны, — рассказывает Марта Годзина из кадрового холдинга „Анкор“. — Даже если не получится остаться в штате, упоминание о стажировке в резюме — дополнительный плюс для студента».
Понять, что же на самом деле студент в будущем будет делать на рабочем месте, в стенах университетов довольно трудно. Даже прохождение летней практики от вуза зачастую не дает нужного представления о будущей работе.
Практика часто проводится для галочки. «Когда нам сказали, что мы будем проходить практику в Госдуме, мы чувствовали себя очень важными и уже почти успешными, — рассказывает студент юридического факультета одного из московских вузов Юрий. — На деле же оказалось, что никому мы там не нужны и делать там ничего не надо.
Единственной нашей обязанностью было приходить в костюме. В лучшем случае — перекладывать
«Стажировка основывается на
Пока молодые люди учатся в вузе, многое из того, что они слышат от своих преподавателей, кажется им простым и незатейливым. На деле же оказывается, что человек не может работать по этой специальности.
Проблема не всегда в отсутствии нужных знаний. Зачастую люди не могут работать по той или иной специальности в силу особенностей своего характера.
«Если брать рекрутинг и HR, несмотря на то что это схожие сферы деятельности, в них есть масса принципиальных различий, — рассказала Ольга Глухова из Ассоциации консультантов по персоналу. — Не каждый будущий
Если студент действительно проявил себя и показал свое желание работать и развиваться именно в этой компании, несомненно, он может получить предложение о работе.
«В моей практике есть случай, когда студентка
Способов остаться в штате компании довольно много. Все зависит от программы стажировки. В большинстве случаев достаточно себя проявить в нужный момент — когда есть открытые вакансии.
«Я проходила стажировку в Сбербанке, — рассказывает сотрудница банка Анастасия. — Честно говоря, изначально шла туда для того, чтобы получить опыт работы. Тогда была еще студенткой. Но освободилась вакансия, меня взяли. Я даже совмещала учебу и работу».
Работодателю гораздо проще взять в штат сотрудника, которого он подготовил сам, чем искать общий язык со специалистом со стороны.
Есть компании, которые обязывают стажеров отработать у них в течение определенного периода, заключая с ними срочные договоры.
Например, группа компаний «ЛАНИТ». «В ходе стажировок студенты нередко проходят программы обучения, рыночная стоимость которых измеряется тысячами долларов. По сути, это инвестиции в развитие будущего сотрудника, — сообщила директор по персоналу группы компаний «ЛАНИТ» Надежда Шалашилина. — Поэтому, когда речь идет именно о таких стажировках с расширенной программой обучения, заранее заключается контракт: стажер соглашается, что если он получит предложение о работе, то два следующих года он будет работать в «ЛАНИТе».
«Студенты и выпускники вузов объективно стоят гораздо дешевле, чем
Если же речь идет о стажерах, из которых растят будущих
В идеале стажировки должны оплачиваться, рассказывает руководитель стажировок Ассоциации консультантов по персоналу Ольга Глухова. Но не все компании могут пойти на это, поскольку организация работы со студентами требует значительных ресурсов: рабочее время куратора, оборудование рабочего места, проведение тренингов.
«Студенты должны понимать, что стажировка в крупной известной компании — это первоклассный опыт для них, и в данном случае можно согласиться на неоплачиваемую стажировку», — добавляет Глухова.
«Стажировки должны проводиться в рамках Трудового кодекса РФ как полноценная производственная деятельность», — сообщила руководитель проекта Rabota.ru Евгения Шатилова. Следовательно, между студентом и работодателем должен быть заключен срочный трудовой договор и оформлена трудовая книжка.
Кого берут: студентов
Требования: для стажировки в компании у кандидата должна быть возможность трудиться полный рабочий день. Преимуществом будет считаться знание английского или французского языка.
Длительность стажировки: 6 месяцев.
Обязанности стажера: в рамках стажировки
Оформление в штат: по результатам стажировки необходимо подготовить презентацию о своих достижениях перед группой менеджеров и пройти собеседование с менеджером по подбору персонала и непосредственным руководителем. В зависимости от продемонстрированных успехов соискатель сможет участвовать в конкурсе на вакансии компании.
Кого берут: в первую очередь студентов и выпускников профильных вузов — МГУП и колледжа печати. А также студентов других вузов: юристов, экономистов, менеджеров по управлению персоналом, маркетологов, менеджеров по продажам.
Требования: желание пройти стажировку.
Длительность стажировки: от 2 недель до 2–3 месяцев.
Обязанности стажера: работа на должности младшего редактора или на административных должностях.
Оформление в штат: происходит в том случае, если имеются вакансии и стажер зарекомендовал себя как ответственный, исполнительный, добросовестный и целеустремленный сотрудник, за которого может поручиться его куратор.
Оплата: в некоторых случаях платят до 10 000 рублей в месяц.
Кого берут: окончивших вуз или
Требования: для прохождения программы стажировки набирают 5–10 человек в год. Кандидаты должны пройти 6 этапов. Наличие специальных знаний необязательно. Но без понимания того, как устроен бизнес, и умения применить эти знания на практике отбор не пройти. Необходимо знание английского языка.
Длительность стажировки: 2 года.
Обязанности стажера:
Оформление в штат:
Оплата: стажировка оплачивается.
Кого берут: студентов последних курсов —
Требования: нужно пройти несколько этапов — конкурс резюме, по итогам которого оставляют 40 претендентов, и конкурс, предлагающий пройти тестовые задания или
Длительность стажировки: от 3 до 6 месяцев в зависимости от специализации.
Обязанности стажера: стажировки проводятся для молодых специалистов самого разного профиля — от разработчиков ПО до консультантов по внедрению информационных систем. График — 25–30 часов в неделю.
Оформление в штат: из 5 стажеров 2–3 человека получают предложение.
Оплата: стажировка оплачивается.
Кого берут: студентов старших курсов и выпускников вузов, обучающихся по экономическим, техническим и математическим специальностям.
Требования: владение английским языком. Специальные знания для прохождения стажировки не требуются, но часто знания, полученные и успешно освоенные в вузе, являются преимуществом при отборе на программу стажировок.
Длительность стажировки: от 3 до 6 месяцев.
Обязанности стажера: стажеры выполняют те же обязанности, что и молодые сотрудники на начальных позициях.
Оформление в штат: предложение о работе получают подавляющее большинство стажеров.
Оплата: стажировка KPMG всегда является оплачиваемой и оформляется в соответствии с Трудовым кодексом.
Кого берут: выпускников профильных вузов и ПТУ.
Требования: диплом в области коммерции или производства.
Длительность стажировки: от 3 месяцев до года.
Обязанности стажера: стажировку можно пройти в отделе продаж, а также на производстве на должностях кондитера, мясника, пекаря и повара. После короткого периода обучения стажер переходит к непосредственной работе согласно своей должности под руководством наставника.
Оформление в штат: цель программы — обучить сотрудников так, как нужно компании,
Оплата: стажировки в «Ашане» оплачиваются согласно занимаемой должности, предусмотрена месячная премия.
Кого берут: студентов и аспирантов очной формы обучения.
Требования: обучение в профильном вузе.
Длительность стажировки: со студентами заключается договор, согласно которому они обязуются проходить стажировку до окончания учебы.
Обязанности стажера: полноценное участие в проектах, в том числе по разработке программного обеспечения. Основная задача — проявить свои
Оформление в штат: около 70% стажеров переводятся со временем в штат компании на постоянные должности. Для этого необходимо качественно выполнять задания во время стажировки.
Оплата: стажировка оплачивается, в среднем чуть выше рыночной зарплаты на соответствующих позициях.
Кого берут: студентов дневных отделений.
Требования: хорошая подготовка и знания в области разработки приложений на Java / C /
Длительность стажировки: от 3 до 6 месяцев.
Обязанности стажера: стажировка включает в себя работу на текущих проектах, написание кода. Участие в разработке
Оформление в штат: вполне вероятно. Если студент во время стажировки приобрел все необходимые навыки, успешно их использует и в компании есть вакансии.
Оплата: стажировка оплачивается.
Кого берут: студентов предпоследнего курса профильного вуза с высокой успеваемостью.
Требования: необходимо пройти отбор — тестирование, деловую игру, собеседование с
Длительность стажировки: сначала 2 месяца — полный рабочий день в выбранных подразделениях, потом успешно прошедшие первый этап продолжают работу в компании в течение 10 месяцев.
Обязанности стажера: у каждого стажера есть индивидуальный план работы и персональный наставник.
Оформление в штат: около 80% стажеров переходят в штат компании на начальные позиции — специалиста или старшего специалиста.
Оплата: стажировки в «Билайне» оплачиваются, первые два месяца — фиксированная сумма, затем — почасовая оплата.
Кого берут: граждан России и Белоруссии последних и предпоследних курсов вуза.
Требования: пройти несколько этапов отбора — тестирование и собеседование. Выясняется не столько профессиональный опыт, сколько
Длительность стажировки: 2–4 месяца.
Обязанности стажера: выполнение стандартных задач в отделе маркетинга, финансов, управления персоналом, развития бизнеса заказчика, управления системами поставок.
Оформление в штат: в случае успешного окончания стажировки предлагают постоянную работу.
Оплата: стажировка оплачивается.
Кого берут: студентов последних курсов и выпускников вузов.
Требования: этапы отбора — резюме, тестирование, собеседование. Знание английского языка обязательно для всех кандидатов.
Длительность стажировки: 4 месяца (январь—апрель).
Обязанности стажера: стажировка в PricewaterhouseCoopers начинается с вводного тренинга, который длится 2–3 недели и включает в себя знакомство с менеджерами отдела, целями и задачами будущей работы. Сама стажировка подразумевает участие в проектах совместно с опытными консультантами. Стажеры даже ездят в командировки.
Оформление в штат: предлагают место консультанта в том отделе, где проходила стажировка.
Оплата: стажировка оплачивается.
Кого берут: студентов старших курсов, аспирантов, выпускников вузов, которые уже достаточно хорошо понимают предметную область, но не имеют опыта работы в команде.
Требования: умение думать.
Длительность стажировки: стажировка длится столько, сколько требуется стажеру для того, чтобы стать специалистом, и колеблется от 3 месяцев до года.
Обязанности: основные направления стажировки — это разработка, аналитика, администрирование. Стажеры работают вместе с командой над «боевыми» задачами, устраняют пробелы в образовании, учатся пользоваться инструментами.
Оформление в штат: все стажеры рассматриваются как потенциальные сотрудники.
Оплата: стажировка оплачивается.