АНТИГОНА И МАРИЯ СТЮАРТ ОБИДЕЛИСЬ...

27 марта, в Международный день театра, спектаклем "Карьера Артура Уи" легендарного "Берлинер Ансамбля" откроется 13-й по счету фестиваль "Золотая маска".

Увы, чертова дюжина в порядковом номере уже начинает сказываться. Так, на пресс-конференции, посвященной предстоящему смотру, стало известно, что три театра отказались бороться за национальную премию.
Такого в истории "Золотой маски" еще не было. Да и "отказники", прямо скажем, не из последних. Среди них, в частности, фигурирует имя легендарного Юрия Любимова, которому в этом году исполняется 90 лет. Сам он не объяснил, почему не пожелал показать на фестивале "Антигону" Софокла, отобранную экспертами. Но догадаться нетрудно: в течение 12 лет те не замечали постановок Таганки, а тут вдруг опомнились, и причиной тому наверняка послужил как раз юбилей Юрия Петровича. Разумеется, Любимов этой милостыни не принял.
Не пожелал участвовать в престижном марафоне и Анатолий Васильев, уведомивший дирекцию фестиваля, что снимает с "Маски" спектакль "Дон Жуан мертв, или Каменный гость" из-за конфликта с Московским комитетом по культуре. С одной стороны, этот поступок Васильева можно рассматривать как вызов столичному начальству, как жест человека, желающего привлечь внимание общественности к уничтожению его детища. Но с другой - это удар и по "Золотой маске", которая ни в чем не виновата перед своим многократным лауреатом. Не надо забывать, что эта премия была учреждена профессионалами, она дается за художественные открытия, а их-то с каждым годом становится меньше. Ведь чиновники от культуры все чаще твердят: "Нам не нужны эксперименты, прежде всего надо выполнять план по зрителям". И театры следуют их наставлениям. Значит, территория поисков "Золотой маски" сужается...
Можно, конечно, порадоваться за Олега Табакова, чей театральный "холдинг" МХТ + "Табакерка" представил на нынешний фестиваль аж четыре спектакля: "Гамлет" Юрия Бутусова, "Господа Головлевы" Кирилла Серебренникова, "Рассказ о семи повешенных" и "Похождение" Миндаугаса Карбаускаса, но, с другой стороны, нормально ли это? Не свидетельствует ли это об оскудении нашей театральной нивы?
Впрочем, не будем делать скоропалительных выводов. Ведь нынешняя фестивальная афиша - следствие работы экспертного совета, раздираемого внутренними противоречиями, его неспособностью разобраться в многочисленных предложениях. Если говорить откровенно, то третий "отказник" - БДТ имени Товстоногова - буквально в последний момент переметнулся из "Золотой маски" на международный Чеховский фестиваль не потому, что хотел насолить первой, а из-за манипуляций ее экспертов вокруг спектакля "Мария Стюарт". Ведь это они выдвинули в число номинантов только двух исполнителей из этой постановки, сделав вид, что режиссер Темур Чхеидзе к их успеху не имеет никакого отношения, заодно решив, что спектакль вообще не стоит показывать москвичам. И когда Чеховский фестиваль предложил товстоноговцам приехать с той же "Марией Стюарт" в Москву, худрук театра Кирилл Лавров немедленно согласился.
Кто-то может сказать: не велика беда, что из 50 планируемых спектаклей осталось 47, меньше расходов будет у фестиваля, бюджет которого составляет 145 миллионов рублей. К тому же в этом году из-за повышения цен в центральных гостиницах участников смотра придется селить далеко от центра. Что, конечно, тоже позволяет сэкономить, но создает для трупп определенные неудобства. К счастью, провинциалы в этом смысле не привередливы. Приезжая из Якутска, Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Ростова, Перми, Новосибирска, они мечтают об одном: выступить на равных с признанными мастерами и посмотреть на спектакли именитых коллег. Думается, столичные пробки препятствием для них не станут...