ТЕПЛАЯ ШКОЛА НА ВЗГОРЬЕ

На недавних рождественских образовательных чтениях обсуждались и проблемы сельской школы. Пригласили чиновников. Пришел один из Минсельхоза, и тот вскоре исчез. В полупустом и довольно холодном зале университета по землеустройству остались учителя, директора да несколько ученых.

В перерыве все поспешили в буфет. Чай и пирожки с картошкой оказались очень кстати. В очереди за пирожками я и познакомился с Любовью Сергеевной, завучем по воспитательной работе из южноуральского села Ковылкино.
Напевным говором, крестьянской статью и тихим застенчивым взглядом она сразу напомнила мне Нюру из фильма "Три тополя на Плющихе". Героиня Татьяны Дорониной с той же доверчивостью, мягкостью и теплом говорила со всеми, кто встречался ей на пути...
Есть учителя-новаторы, а есть учительницы-мамы. Любовь Сергеевна из тех сельских учительниц, в которых материнское всегда впереди учительского. Прежде чем начать урок, они успеют всех в классе приголубить словом или лаской, одновременно присматриваясь к каждому: а завтракал ли, а не огорчен ли чем, не нагружен ли переживаниями сверх детских сил? Таким учителям обычно не везет на гранты, премии и грамоты от начальства, но дети у такого учителя накормлены, веселы и дружны между собой.
...Любовь Сергеевна не выступала на чтениях, но то, что я услышал от нее за чаем, кажется мне не менее важным, чем то, что звучало с трибуны.
Сельская школа, ее атмосфера и проблемы в рассказе Любови Сергеевны - как на ладони.
- Бабушка сказывала: когда я родилась и меня покрестили, папку по местному радио на весь колхоз ославили. Позор, мол, передовому работнику. А церковь нашу деревенскую к тому времени давно закрыли, там было зернохранилище, и мы детьми ходили работать на ток. А сейчас вот восстанавливаем. Она у нас деревянная, архангела Михаила.
Вот, помню, прошлый год: субботник в храме. Подходит 8-й класс: "Отпустите нас в храм, там сегодня субботник!" А у них физкультура. Я говорю: "Спросите учителя физкультуры, если отпустит, то пойдете". Тот отпустил. Пошла сама туда. А храм-то у нас далековато, километр где-то. Школа на взгорье, а храм на другом взгорье. Выгребали мусор, драили стены с шампунем. Такие росписи открылись! Сейчас вот ищем в архивах, кто расписывал церковь...
А первая служба была под Михайлов день (это наш престольный праздник). Служил отец Виталий, иеромонах молодой, постриг принял в 19 лет. Изумительнейший человек, сейчас монастырь восстанавливает. А в школе в этот день был мини-фестиваль "Знай свой род, твори добро!" Дети проводили исследовательскую работу по своей родословной, расспрашивали бабушек и прабабушек. Одна девочка до шестого колена знает своих предков, а мальчик-четвероклассник вместе с бабушкой до восьмого колена дошел по отцовской линии!..
Директор у нас грамотный, умница. У нас и физик - мужчина, и музыкант, и физрук, и трудовик... Ну молодых-то почти нет. На учительские деньги семью не вытянешь. Вот сын мой младший хотел в педагогический, а пошел на нефтяной факультет. И все потому, что нашу школу грозятся закрыть. А у нас 84 ученика, 20 учителей... И школа теплая, каменная - еще век простоит.
Мы все на нервах из-за этих реформаций. В соседнем селе школа, там 17 детей осталось. Приезжал большой чиновник из области и говорит про эту школу: "Будем закрывать, не сможем содержать". А народ бурлит, говорит, что по закону нельзя без разрешения сельского схода школу трогать. Тот улыбается: "А мы закон обойдем!" Так и говорит!
Наш староста послушал все это и заболел. Я прихожу к нему - он сидит, голову обхватил (а он мой дядя), и я спрашиваю: "Чего с тобой, дядя Шур?" - "Ты знаешь, я так расстроился... Мы церковь восстанавливаем, а если школу закроют, кто туда будет ходить?.."
Тут запищал мобильный. Любовь Сергеевна выудила его из сумки, прижала к уху:
- Нина, я тебя узнала... Говори... Ой, Нин, впечатлений не описать! Я все записываю, что могу, хватаю... Я за всех молюсь, была у иконы Иверской Божьей Матери в Покровском монастыре... Голова? Нет, не болит. Я про нее не вспомнила ни разу... Всем привет...
"Учителя мои волнуются..." - объяснила она и заторопилась слушать умные доклады.
По дороге домой думал про далекую ковылкинскую школу: вот радости там будет и переполоха, когда вернется в родное село Любовь Сергеевна! Как прижмутся к ней малыши, как будут теребить ее старшие, как жадно будут выспрашивать учителя...
За границей давно поняли: небольшие сельские школы - сокровище для всей нации. Отсюда выходят трудолюбивые, нравственно опрятные и добрые люди. Во всем мире школы сейчас разукрупняют. Итальянцы хотят таким образом приблизить детей к природе, земле, народным традициям. Американцы развернули целую программу реконструкции больших школ в маленькие, пытаясь справиться с волной подросткового насилия и самоубийств. Французы назвали сельские школы, состоящие всего из одного класса, "идеалом республики". Финны для спасения села и сельских школ создали организацию "Сельское движение"...
И лишь в России на малокомплектные школы ополчилось само государство. За годы бездумной "реструктуризации" мы потеряли 5 тысяч сельских школ! Теперь маленькие школы подрубают еще и подушевым финансированием, которое, может, и оправдано в городе, но для деревенской школы - абсурд и безумие.
Горько об этом думать - не то, что писать... Но вот вспомню Любовь Сергеевну - и затеплится вера: архангел Михаил непременно постоит за Ковылкино и за теплую школу на взгорье.
Что может потерять Россия вместе с малокомплектными школами?
? В сельских школах России обучается 5,9 миллиона детей, там работает 68 тысяч учителей;
? 92% сельских школ имеют свои учебно-опытные участки;
? 67% сельских школ сумели сохранить ученические бригады и производственные звенья, 23% - школьные лесничества;
? 79% сельских школ владеют землей на правах собственности, возделывают ее, многие получают урожаи не ниже, а то и выше фермерских, и самообеспечивают себя продовольствием;
? В большинстве сельских школ сохранен институт вожатых;
? Для 49% учащихся сельских школ работа на земле по-прежнему имеет высокую ценность;
? Дети из сельских школ все чаще занимают первые места во всех всероссийских творческих конкурсах, особенно гуманитарного направления.
Комментарий специалиста
Марина Петровна ГУРЬЯНОВА, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по науке Института социально-педагогических проблем сельской школы РАН:
- На мой взгляд, сельская школа отдана на откуп идеям рыночной экономики. Форсированный процесс закрытия малочисленных школ идет без всякого понимания последствий. А ведь эти школы составляют золотой фонд отечественной педагогики, они спасают малые поселения от деградации, духовного разрушения. В маленьких школах учитель не просто работает - он живет жизнью детей. Сельский учитель воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Он знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер. Ребенок здесь имеет гораздо больше шансов оказаться в атмосфере любви и заботы. Он живет в особом, близком и родном ему жизненном пространстве, выпадение из которого является для него сильнейшим стрессом.