НИКОГДА НЕ ГОВОРИ "НИКОГДА"

Всем известно, что Олег Газманов практически не поет чужих произведений. Но недавно в его репертуаре появилась песня "Отговорила роща золотая" Григория Пономаренко на стихи Сергея Есенина. Так Олег Михайлович решил отметить 85-летний юбилей талантливого русского композитора, чьи "Ивушка зеленая" и "Оренбургский пуховый платок" прочно вошли в современную отечественную песенную классику.

Говорят, мелодия Пономаренко в негромком, задушевном исполнении Газманова уже нашла горячий отклик слушателей многих городов России. Успех настолько окрылил артиста, что он подумал: а не сделать ли целый диск произведений на стихи великих русских поэтов? Но для этого нужно какое-то время побыть в тишине, поработать в студии. Пока же артист находится в гастрольном туре, график которого весьма напряжен. Газманов едва нашел время, чтобы заехать в Москву и пару часов провести с семьей. А звонок корреспондента "Труда" застал его уже в пути, когда он снова садился на самолет, увозивший его в очередной гастрольный город.
- Олег Михайлович, как выдерживаете такой темп жизни?
- Если честно, то усталость, конечно, чувствуется, - признался артист. - Но концерты - это такой адреналин! Я недавно прошел медицинское обследование (хотя вообще-то не хожу к врачам годами, но тут понадобилось), и выяснилось, что мой биологический возраст лет на 20 меньше, чем "паспортный" (популярному певцу минувшим летом исполнилось 55. - C.Б.). Проанализировал, почему так получилось, и понял: я стал известным где-то в 35. С тех пор мое физическое самоощущение практически не изменилось (хотя человеческого и творческого опыта, конечно, прибавилось). Стало быть, мне помогли быть в тонусе именно концерты! Когда не даю концертов - старею, а когда даю - молодею.
- Слышал, что вы за сценой не только распеваетесь, но и делаете серьезную гимнастику - 20 минут упражнений, включая отжимания...
- У меня акробатика - один из элементов шоу. Так сказать, фирменный стиль, которым, не скрою, горжусь: многие ли мои коллеги, особенно на шестом десятке, могут сделать на сцене сальто или сходу сесть в шпагат? Конечно, если это не противоречит тому, что исполняю: например, в песне "Эскадрон" этот прием уместен, а в "Господах офицерах" - никак... Я с детства дружу и с музыкой, и со спортом. Я родился с пороком сердца. И мама, врач-кардиолог, очень опасалась за меня, требовала ограничить физические нагрузки. Но я наоборот их усилил, и надо сказать, изрядно рисковал при этом. Мог ведь и сорваться... Но в итоге вышло по-моему: я обуздал болезнь. В 20 лет даже стал чемпионом Вооруженных сил Советского Союза по вольным упражнениям.
- Главная тема большинства песен на свете - любовь. А когда ваше сердце впервые затрепетало от любви к женщине?
- Я человек темпераментный. Помню, только войдя в школу, в первом классе, испытал головокружение: сколько красивых девочек! Но какие в таком возрасте ухаживания - скорее охаживания: портфелем по голове или по спине, чтобы на тебя обратили внимание. Потом понял, что есть и другие способы выделиться, в том числе такой замечательный, как игра на гитаре, - а я как раз ею увлекся.
- И много в жизни темпераментного Газманова было любовных увлечений?
- Не хочу об этом говорить. Не желаю уподобляться тем "героям", которые выпускают книжки о своих многочисленных похождениях, тем самым унижая женщин, которые когда-то доверяли им свое сердце. Скажу лишь одно: умение по-настоящему любить неотделимо от умения прощать - а оно приходит только с возрастом. Со своей первой юношеской любовью я расстался из-за ревности - и даже расставшись, несколько лет потом кипел обидой, все не мог простить... Но потом жизнь научила. С моей нынешней женой Мариной одно время очень непросто складывались отношения. Наступил момент, когда мне казалось: все, разрыв неизбежен, мы больше не будем вместе никогда. И тут для меня как-то по-особому жестко, беспощадно зазвучало это слово - никогда. Сами собой родились стихи, из них - песня:
...Никогда.
Это значит, что нечем дышать.
Это значит, ночами не спать.
Стала слишком широкой кровать
Для меня одного.
Прощай! Будет долго твой запах летать,
И твой смех, отражаясь от стен,
На бокалах звенеть и дрожать,
В зеркалах нашу жизнь продолжать...
Я тогда понял: во что бы то ни стало должен сохранить Марину. Пусть ценой уступки, компромисса... Надеюсь, что моя песня "Прощай" не только меня самого, но и кого-то из моих слушателей удержала от рокового шага в их жизни. Поэтому время от времени включаю ее в свои программы. Хотя, честно скажу, исполнять мне ее до сих пор непросто, она для меня - одна из "больных"...
- Интересно, а что вы почувствовали, когда одну из лучших ваших песен "Един-ственная моя" запел Киркоров?
- Во-первых, уточню название: "Единственная", без добавленного вами "моя". Все-таки песня - это некое обобщение, а не буквальный рассказ о событиях личной жизни. Именно поэтому ее могут петь разные исполнители. Я как раз отношусь к тем авторам, которые достаточно охотно отдают свои вещи. Например, Филипп попросил - я ему отдал "Единственную". Вот тут ревность мне точно не свойственна, поскольку считаю себя в первую очередь сочинителем - поэтом, композитором, - а уже потом певцом. Наоборот, мне было интересно: как она зазвучит с его голосом, с новой аранжировкой. Как ее воспримут поклонники Киркорова - а у нас с ним отнюдь не пересекающийся круг зрителей...
- Да, как раз у Филиппа, при всем к нему уважении, резко отличный от вашего имидж - нарциссический, в чем-то даже женственный. Отнюдь не мачо и душка Билан. Я уж не говорю о десятках их менее талантливых эпигонов на эстраде... Куда подевались "настоящие мужики"?
- Никуда они не подевались. Просто средства массовой информации, не знаю почему, навязывают нам свои стереотипы, свои секс-символы. А кто определял эти секс-символы? Среди кого производился опрос? И много ли в нынешней околотелевизионной тусовке людей, которые соответствуют традиционным понятиям о мужественности? Я не утверждаю, что всюду должны мелькать одни только мужланы с накачанными мышцами, но необходима же разумная пропорция.
- Три года назад в вашей жизни появилась еще одна женщина - дочка. Наверное, испытываете к ней совсем особое чувство - не то, которое переживают 20-летние отцы...
- Конечно, ведь в моем возрасте многие уже дедами становятся. До сих пор не могу привыкнуть к мысли, что это чудо у меня есть. Я без ума от всего, что она делает: открывает ли утром глазки, говорит ли первые слова... Не могу назвать себя сентиментальным, сюсюкающим человеком, но, когда беру ее на руки, когда она меня обнимает - во мне все тает. Разумеется, я не мог не написать об этом песню - она называется "Доча". Кстати, знаете, именно песни нас с Марианной по-настоящему подружили. Ведь меня подолгу не бывает дома. Скажем, отсутствую неделю - малышка начинает меня забывать. Случалось, даже терялась немного: что это за дядька пришел? Тогда Марина стала ей ставить мои записи, и она научилась тут же узнавать меня по голосу: папа!
- Мы с вами сегодня в основном о лирике говорим - но ведь вы же и певец ярко-патриотического склада...
- Не очень люблю, когда меня так называют. Это вроде штампа на лбу, а я противник штампов. Конечно, я патриот своей страны, пою о ней. Но предпочитаю их называть просто песнями о нашей жизни.
- Но вы же не станете отрицать, что ваш проект "Песни Победы" - патриотический...
- Я очень рад, что на протяжении пяти лет мог представлять эти песни огромной аудитории. На один только концерт 9 Мая 2005 года на Поклонную гору в Москве пришли миллион 300 тысяч зрителей. Через год на таком же концерте побывали 400 тысяч... Пользуюсь случаем, чтобы еще раз поблагодарить всех, кто откликнулся на мой призыв присылать известные им песни о Великой Отечественной. А заодно попросить прощения у тех, чьи песни не исполнил, - ведь письма мне писали тысячи людей изо всех уголков бывшего Советского Союза. У меня самого около ста песен собственного сочинения, которые ждут своей очереди, до них просто руки не дошли, публика их еще не слышала... Вы знаете, что в военных песнях потрясает больше всего? Что большая их часть пронизана светом настоящей любви, дышит оптимизмом. И это когда кругом были кровь, грязь, болезни, голод и смерть... Очень приятно, что принять участие в проекте "Песни Победы" захотели такие непохожие друг на друга артисты и группы, как "Би-2", Чичерина, "Блестящие", Кобзон, Агузарова, - перечисление можно продолжать очень долго, проект вышел по-настоящему народным, мы проводили концерты во многих городах...
- Олег Михайлович, про такого артиста, как вы, можно сказать латинской пословицей: жизнь - дорога. А есть ли любимое место на земле?
- Одно вряд ли назову. Люблю свою родную калининградскую землю, Москву, Питер... А вообще любимое место - то, где рядом со мной мои близкие и друзья.
- Может быть, если продолжить в том же блицстиле (вам, чувствую, совсем уже пора на самолет) - любимая книга?
- Недавно прочел "Повелителя мух" Уильяма Голдинга - здорово, чем-то напомнило нашего Сергея Лукьяненко. Кстати, на сегодняшний момент мне очень нравится его, Лукьяненко, "Рыцарь сорока островов".
- Любимая футбольная команда?
- Конечно, "Спартак"! Я болельщик очень страстный, однажды даже голову себе разбил, когда смотрел репортаж по телевизору: наши гол забили, я вскочил от радости и врезался в балку, поскольку дело было в низенькой мансарде. Но ни в коем случае не фанат - никогда бы не пошел вместе со "спартаковцами" бить "динамовцев".
- Любимое блюдо?
- Всякое, если голоден. А если не голоден, тем более все равно, я в еде непритязателен.
- Любимый поэт?
- Юрий Левитанский, Роберт Рождественский. Моя самая свежая песня - "Посвящение Алене" на стихи Роберта Ивановича. Конечно, о любви...
Вел беседу