На вопросы Ирины мы попросили ответить настоятеля подмосковного храма во имя Святителя Николая Чудотворца отца ВЛАДИМИРА:
- Развод церковью не приветствуется - это крайняя мера. Не может человек расторгнуть то, что скрепил сам Господь. Хотя уважительные причины для расторжения церковного брака могут быть. Но вот что меня как священника, благословляющего от имени Всевышнего на семейную жизнь, смущает. Молодые люди, да и не только молодые, которые приходят в храм узнать, как можно обвенчаться, почти всегда задают один и тот же вопрос: а если мы захотим развестись?
Дорогие мои! Что же это за супружество такое, если вы загодя допускаете его непрочность? Не о разводе вы должны думать, а о создании крепкой и дружной семьи, в которой каждый из супругов помогал бы другому, вел бы его к спасению.
Хотя без предъявления государственного свидетельства о браке мы не венчаем, смысл обряда венчания иной. Храм - не загс. В храме муж и жена получают Божие благословение на создание христианской семьи, здесь зарождается благословляемое свыше супружество. Это светлое событие, красивая и волнующая церемония, когда венчающиеся с символизирующими духовный свет зажженными свечами в руках торжественно выходят на середину храма. Такое запоминается на всю жизнь. А уже повенчанные муж и жена целуют крест, принимают из рук священника иконы...
Всем ли можно венчаться? Не всем. Священник обязательно предварительно беседует с молодыми. Жизнь ведь что только не оставляет в биографии, поэтому для совершения обряда могут быть неодолимые церковно-канонические препятствия. Что мы выясняем прежде всего? Ну, во-первых, крещены ли оба вступивших в брак супруга. Если нет, надо совершить обряд крещения - добровольный, а не формальности ради. Что это за христианский муж будет, если жена не сможет привести его за собой в храм?
Также объявивший себя атеистом человек, отказывающийся от крещения, не может быть повенчан. Исповедующего нехристианскую религию одного из супругов мы также не можем допустить к обряду. Количество предыдущих браков тоже имеет значение. Если хотя бы один из супругов трижды состоял в браке, он не может в четвертый раз заключить церковный брак.
Не венчают и близких родственников, а также свойственников, когда близкие жениха и невесты состоят в тесном родстве через браки. Если, к примеру, намеревающиеся обвенчаться когда-либо выступали в роли крестных отца и матери чужого ребенка, они согласно церковным канонам обрели духовное родство, а значит, повенчаны быть не могут.
Очень строго церковь относится к тем, кто уже состоял в гражданском браке, но, придя венчаться, не расторг его. Тем более если предыдущий брак также сопровождался венчанием - тогда необходимо специальное разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый. Ну и, кроме того, священник обязан выяснить, не давал ли муж обета безбрачия. Бывает, муж и жена заявляют, что оба они христиане, и вроде бы препятствий для церковного брака нет. Но вдруг выясняется, что один из них - баптист (или, скажем, католик). Как быть? Обратиться к архиерею за разрешением на брак. В особых случаях он дает свое благословение.
Также надо получить разрешение, когда церковный брак совершается между крестным отцом и его крестницей. Утаивать такую духовную связь при венчании - тяжкий грех. Только во власти архиерея снять с одного из супругов обязанности крестного.
Нередко приходят пары, состоящие в гражданском браке, и говорят: хотим жить по-божески, обвенчаться, но не знаем, достойны ли - столько лет в грехе жили... Отвечаем так: главное, чтобы вы любили друг друга и веровали. Без веры никакое венчание не будет благословенным. Покреститесь, если некрещеные, зарегистрируйте брак официально и приходите. Перед венчанием необходимо исповедаться, причаститься, получить благословение родительское, если родители живы, и священническое.
Жизнь, как я уже говорил, достаточно сложна, а в Библии есть ответы далеко не на все вопросы. Тогда церковь прибегает к разумному компромиссу. Вот, например, мужчина женится повторно, а в первом браке был венчан. Может ли снова венчаться? Может, безусловно. Даже может и в третий раз, однако церковь обязана наложить на него епитимью. Однако если прежняя жена умерла или изменила ему (а значит, изменила и Христу, совершив прелюбодеяние), православной вере, то мужа можно считать свободным. Болезнь, не позволяющая иметь детей, также может быть уважительной причиной для расторжения церковного брака.