"НИКТО ИХ НЕ ТОЛКАЛ"
23 февраля стало черным днем для метрополитена. Сразу трое в этот день свели счеты с жизнью, еще один попал под электропоезд по трагической случайности. Как часто бывает, тут же возник слух, что этих людей кто-то столкнул. Слабонервные стали с опаской подходить к краю перрона. Заместитель прокурора Московского метрополитена Руслан Петров опроверг слухи.
- По каждому такому происшествию проводится тщательная проверка, - сообщил он. - Однозначно можно сказать: никто этих людей не толкал. Были очевидцы. Кроме того, в расследовании помогает система видеонаблюдения, которой сейчас оборудуются все станции метро.
В тот злополучный день камеры зафиксировали, как на станции "Калужская" пожилая женщина в 1.30 ночи бросилась под последний электропоезд и погибла, открыв печальный счет.
На станции "Курская" тридцатилетний житель Воронежа, судя по всему, уже давно "бомжевавший" в Москве, спрыгнул на рельсы и побежал навстречу приближающемуся составу. Предпринятое машинистом экстренное торможение уже не могло предотвратить трагедии. Мужчина скончался.
На "Китай-городе" самоубийца 1957 года рождения, напротив, дождался, когда электропоезд почти поравнялся с ним, и только после этого спрыгнул с платформы. В кармане погибшего нашли записку, в которой он просил никого не винить. Кроме того, при самоубийце были медицинские справки, из которых стало ясно, что мужчина болел туберкулезом и был ВИЧ-инфицирован.
ЧУЖОЙ ГРЕХ НА ДУШУ
- А вот на "Пушкинской" трагический случай произошел по неосторожности, - говорит Руслан Петров. - На видеопленке можно проследить, как мужчина, пошатываясь, вышел из вагона, постоял, потом сделал шаг, но не удержал равновесие и упал между вагонами отходящего поезда. Погибший москвич 1950 года рождения - слишком много выпил.
Что касается умышленного сталкивания на рельсы, то на памяти моего собеседника такой случай был всего однажды. Несколько лет назад девушка столкнула под электропоезд подругу, с которой повздорила.
Большинство из тех, кто предпринимает попытку суицида в метро, погибают, а выжившие, как правило, остаются тяжелыми инвалидами. Но пострадавшими в таких историях можно считать и машинистов. Им-то, спрашивается, за что такое испытание?
- Когда мы выезжаем на место происшествия, - рассказывает Руслан Петухов, - то очень сложно говорить с машинистом, он находится в состоянии эмоционального шока. Поэтому вначале берем только минимум информации, а потом, когда он приходит в себя, расспрашиваем подробнее.
По словам заместителя прокурора, в его практике еще ни разу не было, чтобы при чрезвычайном происшествии машинист поступил не по инструкции. Но остается слишком мало возможностей для предотвращения трагедии. Сразу после такого случая машиниста отправляют в отпуск, с ним работают психологи и врачи. Только с их разрешения его вновь допускают к работе. Но возвращаются не все.
ВЫХОД РЯДОМ
Проблема самоубийств в метро существует во всем мире. В Лондонской подземке испытывают специальную компьютерную программу, которая, отслеживая движение пассажиров на станции, моделирует их поведение при подходе поезда. Японцы собираются отпугивать потенциальных самоубийц ярким светом, то есть оборудовать перроны устройствами, которые включают мощный прожектор, если человек пересекает опасную черту. От неожиданности он отпрянет, а потом уж, глядишь, задумается...
В Индии на станциях метрополитена транслируют жизнеутверждающую музыку. В Соединенных Штатах повсюду убрали таблички "Выхода нет", заменив их на другие - "Выход рядом".
О том, что подобные психологические приемы не бессмысленны, говорит такой факт, замеченный в московском метро. На тех линиях, где электропоезда выходят на поверхность, где больше света и солнца, почти не бывает случаев суицида.
Наверняка способствует суицидальному настроению загруженность нашего метро, где за день проходит ни много ни мало 10 миллионов пассажиров. По мнению психологов, угнетающе действует и сильный шум. А какая информация звучит изо дня в день в метрополитене: нам постоянно напоминают о возможности терактов, пожаров, грабежей.
Какие же меры принимают в столичном метро, чтобы уменьшить количество суицидальных попыток? К сожалению, работники подземки отказываются говорить об этом, ссылаясь на то, что выявлять пьяных и других "необычных" пассажиров должна милиция. По словам сотрудницы пресс-службы Евгении Морозовой, обсуждать тему самоубийств со СМИ запретило руководство. Однако, по нашим сведениям, никакой профилактики суицидов в московском метро не ведется.