НАБОКОВ ДЛЯ ПЯТОГО КЛАССА

Ученики до предела перегружены, а реальное качество знаний, получаемых в школе, в последнее время резко снизилось. Это не парадокс, а закономерность: ведь ребята вынуждены изучать, а иногда и просто зазубривать материал, не только не адаптированный к их возрасту, но порой вовсе ненужный в общеобразовательной школе.

Реформа образования началась с новых учебников, нескончаемым потоком хлынувших в школу. Учителя отнеслись к ним настороженно, но чиновники настоятельно рекомендовали заниматься исключительно по этим книгам. Так называемый комплекс по русскому языку В.Н. Бабайцевой внедряли в школьную практику буквально в приказном порядке. А старые, проверенные временем учебники списывались и уничтожались. Чиновникам от образования хотелось показать, что они идут в ногу со временем. Даже словечко для этого выкопали: "инновации". И невдомек им, что оно - сугубо лингвистический термин, обозначающий новообразования в языке. "А какие инновации вы используете в работе?" - спрашивает меня проверяющий. Что ему ответить? Что стараюсь дать ученикам качественные знания, используя собственные наработки, - не поймет: как же это возможно без "инноваций"? Вот и приходится что-то доказывать, показывать, хотя всем ясно, что критерий оценки работы педагога только один - знания учеников.
Новые учебники, нередко написанные нарочито усложненным языком, стали настоящим бичом для современной школы. Наукообразие - фиговый листок, прикрывающий бессодержательность и претенциозность. Того школьного предмета "литература", который любили многие поколения россиян, сегодня уже нет в средних классах, а скоро не будет и в старших. Сегодня "реформаторы" заставили учителя и учеников вместо литературы заниматься сухой учебной дисциплиной - литературоведением.
Понятно, что с изменением общественной формации из учебных программ должны были исчезнуть произведения о Ленине, партии, революции. Но чтобы была изъята вся вольнолюбивая лирика Пушкина! Этого никому из словесников и в самом страшном сне не могло присниться. Сейчас в нашем городе, по словам методистов из управления образования, почти все учителя работают по хрестоматиям, составленным Т.Ф. Курдюмовой. Листая эти объемные книги, неприятно поражаешься подбору произведений, большинство из которых ничего не дает ни уму, ни сердцу школьника. Если раньше дети с увлечением читали "Сын полка" В.Катаева, "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого, то теперь тема отечественной войны в 6-м классе представлена лишь четырьмя стихотворениями. Это "Соловьи" А.Фатьянова, "Журавли" Р.Гамзатова, "Мужество" А.Ахматовой и "Я убит подо Ржевом" А.Твардовского.
Невольно приходишь к выводу, что составителя интересовали не столько содержание и художественная ценность произведений, сколько имена авторов. В хрестоматиях представлены К.Бальмонт, И.Северянин, А.Ремизов, В.Набоков, Б.Шергин, Ф.Сологуб, М.Булгаков, М.Цветаева и даже Саша Черный. Безусловно, перечень имен впечатляет. Но что они скажут пятиклассникам? Еще более удивляет содержание хрестоматии для 6-го класса. Недоумению и возмущению учителей, работающих по этим книгам, нет предела. А ведь совсем недавно они занимались по прекрасному учебнику В.П.Полухиной, который теперь списан. Таких, ставших ненужными, книг в одной только нашей школьной библиотеке около 200. А по всей России на свалку ежегодно выбрасываются, наверное, миллионы учебников.
Раньше в 9-м классе на творчество А.С.Пушкина отводилось 20 часов, сейчас - 4 - 5. По произведениям, выбранным для изучения, трудно судить о масштабе личности и таланта великого поэта. Поэтому стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." звучит для учащихся совершенно неубедительно.
Мне приходилось не раз бывать на представительных форумах учителей, слушать блестящих специалистов в области лингвистики, литературоведения, педагогики, которые составляли программы, писали учебники, методические пособия. Где они сейчас? Почему молчат? Ведь пройдет еще несколько лет, и наше гуманитарное образование, которое было действенным средством нравственного, патриотического и эстетического воспитания молодежи, будет окончательно погублено.