Ближе к полуночи в зал на пятом этаже пришел пообщаться с прессой Дмитрий Козак - бывший первый заместитель президентской администрации и до вчерашнего дня - начальник штаба, а сейчас - руководитель аппарата правительства в ранге федерального министра.
- В чем особенность этой президентской избирательной кампании? - спросила я Дмитрия Николаевича.
- Особенность в том, - ответил он, - что у Путина как таковой избирательной кампании не было. Люди должны были оценить результаты работы президента. Единственное избирательное действие - встреча кандидата с доверенными лицами.
А у штаба, по словам Козака, работы хватало...
Где-то в половине первого ночи в штабе появился Владимир Путин. Из Кремля он пришел пешком - на машине было бы дольше. (Таким же образом президент спустя часа полтора вернулся обратно, но уже вместе с Козаком.)
Первым делом Путин, одетый по случаю ночного визита в свой штаб неформально, то есть в темном костюме и черной водолазке, поблагодарил всех избирателей, принявших участие в выборах. Причем не только тех, кто голосовал за него, но и оказавших предпочтение другим кандидатам.
Отвечая на вопрос обозревателя "Труда" о приоритетах в действиях власти на ближайшее будущее, Путин сказал:
- Самое главное для нас - обеспечить рост экономики. Я в ближайшее время более подробно остановлюсь на этом, может быть, даже на этой неделе. Мы должны будем сделать дальнейшие шаги по совершенствованию нашей налоговой системы. Должны будем предпринять необходимые дальнейшие действия в области реструктуризации естественных монополий. Мы только-только приняли базовые законы, касающиеся железнодорожного транспорта, электроэнергетики, нам нужно будет делать следующие шаги. Еще раз хочу подчеркнуть, что действовать следует очень аккуратно, потому что цена ошибки может быть слишком велика. Но делать надо, и делать мы это будем.
В социальной сфере мы должны, конечно же, особое внимание уделить проблемам развития пенсионной системы, сделать внятные шаги в области предоставления качественных услуг в области здравоохранения и образования...
Есть, разумеется, и другие важные сферы, но сейчас я бы назвал эти.
Владимир Путин заявил, что оценку работы новой структуры правительства можно будет давать уже с этой недели, с понедельника: "Спать нельзя ни одного дня. Как только назначили чиновника - заработная плата уже начисляется. Деньги получают - пусть отчитываются, за что им деньги платят". Он также сообщил, что в течение примерно десяти дней мы узнаем и о реорганизации его администрации.
А, отвечая на вопрос, чем он хотел бы заниматься, когда пройдут четыре года второго президентского срока, Путин, шутя, попенял журналистам: "Вот пристали. Я еще не начал работать следующие четыре года, а вы меня уже на пенсию провожаете". Впрочем, признался, что иногда задумывается над этим, но "сейчас должен сосредоточиться на том, чтобы выстроить работу на ближайшие четыре года так, чтобы и самому не сбавить обороты, набранные за предыдущее четырехлетие, и администрацию президента выстроить соответствующим образом, и правительство настроить на такой же темп и ритм"...
После 40-минутной пресс-конференции Владимир Путин, получивший более 70 процентов голосов избирателей, общался с журналистами еще минут 20 неформально, уже без микрофонов. По счастливой случайности я оказалась рядом и смогла задать Владимиру Путину еще пару вопросов.
- Вы сказали, что для себя запланировали массу дел уже на сегодня (понедельник), правительству наказали не спать ни дня. Но все-таки и после победы на выборах обычно отдыхают, расслабляются...
- Пока еще рано отдыхать. Правительство зарядили, чтобы оно действительно не "дрыхло". Но все-таки оно еще не стало полностью дееспособным, там надо провести необходимые реорганизации. Я рассчитываю, что это не затянется на месяцы, а будет сделано в течение нескольких недель. Это вполне возможно сделать. И думаю, что если бы мы не сделали этого до выборов президента, это бы совершенно точно ушло бы к сентябрю. Потому что мы бы только в мае, скорее всего, сделали те действия, которые совершены были совсем недавно (отставка и формирование нового кабинета. - О.С.). Это значит, что в мае начали бы выстраивать структуру, потом летние каникулы парламента, который собрался бы только в сентябре, и реально только к октябрю началась бы работа. Я уже не говорю про то, что очень трудно было бы работать над бюджетом. Потому что все бы знали, что правительство уходит. Нужно делать бюджет. А как его делать, если все в подвешенном состоянии? Вот тогда мы могли столкнуться с реальными трудностями даже в текущей жизни, не говоря о том, что точно совершенно были бы сбои в тех преобразованиях, которые мы наметили в качестве первоочередных - и по налоговой системе, и по другим направлениям экономического развития, и в "социалке" тоже...
И если мы хотим быть успешными, считает Путин, то должны выдержать этот темп.
- Искусство политики - это поиск баланса между необходимым и возможным. В начале 90-х было ясно, что нужно делать, но сделали очень неаккуратно. Поэтому думаю, что никто не будет спорить со мной о том, что доверие к властям со стороны населения в значительной степени было утеряно. И что власти начали делать? Они вынуждены были остановить реформы и начали балансировать, только чтобы удержаться у этой власти, не отдать ее "назад", в прошлое. Как результат - задержка в развитии экономики, "социалки", политической системы.
Высокий рейтинг Владимира Путина, результаты социологических опросов - все говорило о том, что его победа на выборах неизбежна. И какое чувство в итоге испытывает победитель?
- Удовлетворение есть, - признался Владимир Путин. - Результат подтверждает, что есть доверие людей, и это придает уверенность. Мне невозможно было бы работать без этого...
Президент ушел. Спускаясь по лестнице с пятого этажа, я заметила уходящих Михаила Фрадкова, Александра Жукова, Дмитрия Медведева, Александра Абрамова, а также отдельных лидеров "Единой России".
Дым над Кремлем тем временем развеялся.
ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
Прежде чем я отвечу на вопросы собравшихся здесь журналистов - с удовольствием это сделаю, - я хочу обратиться к гражданам нашей страны. Хочу поблагодарить всех, кто пришел сегодня на избирательные участки и проголосовал на выборах президента страны.
Мне кажется, что те, кто сделал этот выбор, поддержали не только те позитивные изменения, которые произошли в нашей стране за последнее время, за последние годы, и не только, даже и не столько те положительные сдвиги - небольшие, но все-таки положительные. Сдвиги, которые были: и в экономике страны мы обеспечили все-таки достаточно стабильный и высокий рост за последние годы; и стабилизировали ситуацию в социальной сфере; и, без всяких сомнений, укрепили наше государство. Но думаю, что поддержку обеспечили даже не эти скромные результаты, а, скорее всего, то, что люди увидели настрой, отдачу, с которой мы работали, и ваш покорный слуга, действующий президент, работал в последние годы.
В этой связи хочу вас заверить и обещаю вам, что работать буду следующие четыре года в таком же ритме, сделаю все, что от меня зависит, чтобы и правительство работало так же напряженно.
Обещаю вам, что все демократические завоевания нашего народа будут, безусловно, обеспечены и гарантированы. При этом мы не остановимся на достигнутом, мы будем укреплять многопартийную систему. Будем укреплять гражданское общество, делать все для того, чтобы обеспечить свободу средств массовой информации. И вместе с тем будем создавать такие условия, при которых ни чиновники, прикрываясь интересами государства, ни краснобаи всякие, прикрываясь демократической фразеологией, не могли набивать себе карманы.
Мы сделаем все для того, чтобы обеспечить стабильный рост экономики нашей страны. Но та стабильность и в экономике, и в социальной сфере, о которой мы так много говорим в последнее время, и которой мы, безусловно, дорожим, хочу подчеркнуть это особо, - она не является самоцелью. Это только необходимое условие для того, чтобы решить главную задачу: обеспечить рост благосостояния наших граждан, обеспечить рост благосостояния нашего народа, наших людей.
То, что было сделано за последнее время, это еще не благосостояние, это не рост благосостояния. Это только зарницы его. Мы, конечно, должны беречь их, но на основе этой стабильности должны, безусловно, сделать следующие шаги для того, чтобы реально обеспечить благосостояние наших людей. Мы должны сделать следующие шаги в экономике, мы должны сделать следующие шаги в социальной сфере. И мы обязательно сделаем их.
И, наконец, мы на внешней арене будем стремиться к тому, чтобы гарантировать национальные интересы Российской Федерации. Но ни в коем случае не будем скатываться к агрессивным методам отстаивания наших интересов и к какой бы то ни было конфронтации. Мы будем проявлять в борьбе за наши национальные интересы гибкость, партнерство, будем стремиться к тому, чтобы добиваться компромиссов, приемлемых для нас и для наших партнеров. Сделаем все для того, чтобы обеспечить благоприятные внешние условия для развития России.
ПРИВОДИМ НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ ПРЕЗИДЕНТА НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ
МЫСЛИ О НЕДОСТАТОЧНОЙ ЯВКЕ, невысокой явке, мне кажется, сознательно внушались нашим гражданам для того, чтобы как раз понизить эту явку. А по всем прогнозам и по всем исследованиям социологическим, с которыми я знаком, явка предполагалась достаточно высокой. Мне кажется, что можно критиковать действующие власти, можно спорить, можно не соглашаться, можно обвинять даже в чем-то, но чего абсолютно точно нельзя делать - так это саботировать политические процессы в стране. Это не только вредно - это и опасно. Я в своем обращении к гражданам страны перед выборами говорил о том, что страшно даже представить, если в какой бы то ни было стране, тем более в такой сложной стране, как Россия, находящейся на переломном этапе своего развития, не будут сформированы высшие органы власти и управления. Это просто приведет к хаосу. Пострадают все. Это недопустимо.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ НАШЕЙ ПОЛИТИКИ заключается не в том, чтобы демонстрировать какие-то амбиции имперского характера, а в том, чтобы обеспечить благоприятные внешние условия для развития России. Ничего здесь необычного нет. И мы будем выстраивать многовекторную внешнюю политику, мы будем работать и с Соединенными Штатами, и с Евросоюзом, и с отдельными странами Европы. Будем работать с нашими азиатскими партнерами, с Китаем, с Индией, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В силу своей географии Россия является и европейской, и азиатской страной одновременно. До сих пор все, что мы делали, руководствуясь этими соображениями во внешней политике, помогало нам в осуществлении тех целей развития России, которые мы перед собой ставили. Я надеюсь, что мы с назначением нового министра, который имеет очень хороший опыт работы в Организации Объединенных Наций и используя все то положительное, что наработал за последние годы бывший министр иностранных дел, который возглавил сегодня Совет безопасности России, сможем создать очень эффективный инструмент внешней политики Российской Федерации.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО - УКРЕПЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ, развитие многопартийной системы, реальной многопартийной системы, с тем, чтобы партии федерального значения имели реальное влияние в регионах. И чтобы регионы через эти партии могли бы влиять на высшие органы власти и управления в России в целом. Вот это основная цель.
Я думаю, что если мы решим эту задачу, то политическая система в России будет достаточно сбалансированной. Мы должны создать условия для того, чтобы развивались партии всех направлений, чтобы на политической сцене страны был слышен голос всех - и малых, и больших партий. И, я уже говорил об этом, мы должны гораздо больше предпринять усилий для того, чтобы укрепить институты гражданского общества. Вот если все это нам удастся сделать, то это будет хорошей базой для строительства современной экономики.
ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС О ПРЕЕМНИКЕ: подбор кандидата уже начат давно. Четыре года назад. Представление о том, каким должен быть этот человек, у меня есть. Это должен быть порядочный человек, честный, который хочет и может служить своему народу и в состоянии это делать по своим деловым и личным качествам. Таких людей в стране достаточно.
ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ является благосостояние наших граждан. Для того чтобы его добиться, нужно, безусловно, сделать ответственные шаги по модернизации нашей экономики и социальной сферы. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не навредить, чтобы не подорвать доверие людей к тому, что мы делаем. Потому что если произойдет это, то вообще ничего невозможно будет сделать в будущем.
... МЫ БУДЕМ МОДЕРНИЗИРОВАТЬ СТРАНУ, мы будем действовать решительно, но постараемся каждый наш шаг объяснять. С тем, чтобы люди понимали, что делается и почему. И какие цели мы ставим перед собой, проводя те или иные преобразования в экономике либо в социальной сфере. Думаю, что будут те, кто не согласен, будут те, кто будет выступать против. Но во всяком случае правительство буду нацеливать на то, чтобы не было тех, кто не понимает, что происходит. И если мы добьемся вот такого режима взаимодействия с обществом, мне кажется, что мы сможем действительно многое сделать, опираясь на понимание и поддержку народа, населения.
ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ПЛАНИРОВАТЬ ТЕ РЕШЕНИЯ, которые часто называют непопулярными, прежде всего в социальной сфере, то правительство обязано будет объяснить, какие шаги оно предпринимает, почему и на что рассчитывает. И сделать это нужно будет в ходе широкой общественной дискуссии, выслушивая разные точки зрения, нужно семь раз отмерить и один раз отрезать.
ЧТО КАСАЕТСЯ "ГАЗПРОМА", сразу могу сказать: "Газпром" - это структура, на которой в значительной степени базируется наш экономический рост. Потому что мы с вами прекрасно знаем: газ у нас продается в стране и для бытовых, и для промышленных потребителей ниже себестоимости, и за счет "Газпрома" мы в значительной степени обеспечиваем экономический рост других отраслей. Это факт, про который нельзя забывать.
Поэтому если мы там в одночасье хотим все перевести на чисто рыночные условия, то завтра мы должны будем продавать своим потребителям газ по той же цене, по какой мы продаем его в Западную Европу - по 110 долларов за тысячу "кубов". Это невозможно. А если это невозможно, тогда нам нужно бережно относиться к "Газпрому". Но это не значит, что там вообще ничего не нужно и нельзя сделать. Там как минимум нужно обеспечить рынок газа внутри страны и обязательно нужно обеспечить свободный доступ к трубе независимых производителей. Правда, нужно, чтобы они поняли, что это не будет означать для них свободный выход на внешний рынок. И что совершенно точно нужно сделать - нужно, в конце концов, обеспечить прозрачность самого пакета акций "Газпрома".
МЫ ПРИСЛУШИВАЕМСЯ КО ВСЕМ КРИТИЧЕСКИМ ЗАМЕЧАНИЯМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ-ЗА РУБЕЖА. И если найдем, что есть над чем подумать, то не только примем к сведению, но и сделаем из этого соответствующие выводы.
Я думаю, что ни у кого нет права считать, что если они критикуют других, значит, их самих не за что покритиковать. У нас на Руси есть такая поговорка - вы, наверное, ее знаете, поскольку так хорошо владеете русским языком. У нас говорят так: некоторые люди у других в глазу соринку маленькую замечают, а у себя, в собственном глазу, бревна не видят. Во многих странах так называемой развитой демократии тоже очень много проблем с этой демократией, в том числе в избирательных процедурах.