Да, ныне практически не услышишь грубости или явного хамства от работника прилавка, что уже хорошо. Чаще всего вас встречают у прилавка вопросом: "Что бы вы хотели?" И это тоже здорово, потому что раньше и такого не было. На днях я заглянул в фирменный магазин птицефабрики "Шекснинская", расположенный на одной из оживленных улиц Вологды. В упакованном виде здесь продавали диетический продукт - куриную печень. Поинтересовался, когда она привезена в торговую точку. Продавец буркнула: "На днях". Такое определение достаточно растяжимо - может, и два дня, а может, и двадцать.
- Каков срок реализации продукта?
Служители прилавка не могли точно ответить. Кстати, подобная ситуация характерна для большинства торговых заведений областного центра. Почему-то держат в глубокой тайне и срок реализации поступающих с местных предприятий мясных и молочных продуктов.
- Существуют правила торговли, утвержденные правительством, - согласились со мной в Госторгинспекции по Вологодской области. - Согласно им торговля обязана предоставлять полную информацию покупателю. В конце концов это и дело чести магазина, если он борется за покупателя.
Насчет чести и борьбы сомнительно, но пока должной информации нет. Одну из причин в торгинспекции видят в том, что в последние годы в торговлю пришло очень много людей, не имеющих ни должного образования, ни опыта. Им, как в стародавние времена, главное - сбыть товар, а насколько будет удовлетворен покупатель - дело второстепенное.
В торговых залах самообслуживания можно наблюдать и такую картину. Пожилой человек выбрал товары, идет к кассе, чтобы оплатить, но забыл цены. И вот начинается конфликт. Кассирша укоряет покупателя, что он обязан назвать цифру, а тот объясняет, что у него голова не компьютер, чтобы запомнить все. Да неужели действительно нельзя составить список товаров и цен и повесить его перед глазами кассирши? Не было бы и недоразумений.