ЗА ЧТО КАЗНИЛИ "ВЕЧНО ЧИСТОГО"

Ровесница китайского государства, коррупция процветала на протяжении всей его многовековой

Ровесница китайского государства, коррупция процветала на протяжении всей его многовековой истории - и во времена Конфуция, и в годы гоминьдановского режима. Невзирая на беспрестанную череду шумных кампаний по борьбе с этим социальным злом, оно процветает и сегодня. По официальным данным, в прошлом году расследовано 2339 случаев незаконного обогащения "ганьбу" (кадровых работников партгосаппарата) уездного уровня и выше. Коррупция фигурировала еще в 7725 судебных процессах, число осужденных по которым превысило 15700 человек, а в качестве трофеев в казну возвращено порядка 1,5 миллиарда юаней (181 млн. долларов). Такова последняя сводка "с фронтов" изнурительной войны властей КНР с "явлениями разложения" в своих же рядах, обнародованная генеральным прокурором Хань Чжубинем.
Однако приведенная статистика касалась лишь тех вопиющих случаев мздоимства и казнокрадства, что имели явный уголовный характер и были доведены до суда. Между тем масштабы коррупции в КНР гораздо шире, а сама она чрезвычайно многолика - от обычной взятки и до чрезвычайно хитроумных схем по присвоению финансовых средств. Так, в 1999 году органами партконтроля вскрыто 130 414 фактов коррупции, замешанными в которых оказались 132 447 крупных и мелких "ганьбу".
Вся история Поднебесной с древнейших времен и до наших дней свидетельствует о том, что краху едва ли не всякой императорской династии предшествовало полное разложение армии чиновников. В известной степени именно продажность гоминьдановского режима во многом предопределила победу китайских коммунистов в гражданской войне конца 40-х годов. Памятуя об уроках прошлого, власти КНР рассматривают борьбу с "явлениями разложения" не только как одну из важных гарантий успеха реформ, но и как "вопрос жизни и смерти компартии".
Справедливо полагая, что коррупцию одними призывами не победить, власти КНР переходят от громогласных слов к не менее оглушительным делам. Так, в городе Нанчан - административном центре восточнокитайской провинции Цзянси - казнен по приговору суда бывший вице-губернатор этой провинции 52-летний Ху Чанцин. Уличенный в получении взяток на сумму 5,44 млн. юаней (около 655 тыс. долларов), он не смог объяснить происхождение собственности, оцененной в 1,61 млн. юаней (193 тыс. долларов), и, как было установлено в ходе следствия, сам раздал взяток на 80 тыс. юаней другим чиновникам для "подкрепления" своей карьеры. "Товарищ Ху" отстроил для своей содержанки шикарную виллу в Нанчане, частенько наведывался в Чжухай на юге страны, где развлекался с девицами известной "профориентации". Кстати, по злой иронии судьбы Чанцин, чье имя переводится с китайского как "вечно чистый", - стал самым высоким по должности чиновником за историю КНР, приговоренным к смертной казни по обвинению в коррупции.