ЗАГРАНИЦА ПОМОЖЕТ НАМ, А МЫ - ЗАГРАНИЦЕ

Выходить на мировой рынок и при этом игнорировать мировой опыт, не брать во внимание перспективные наработки лучших зарубежных фирм было бы по меньшей мере глупостью. Если можно самому изобрести велосипед - замечательно. Но если он уже изобретен? Садись и езжай, а не наводи тень на плетень.

В России научились много чего выпускать для железнодорожного транспорта. Но, увы, далеко не все. Поэтому в 1999 году и закупалось уникальное электрооборудование для оснащения электровозов нового поколения, специально разработанное авторитетнейшей швейцарской фирмой "АДтранц". А кроме того, у нее же приобретались средства вычислительной техники, телекоммуникаций и связи для дорожных вычислительных центров, а также погрузочно-разгрузочные машины, которым под силу даже 40-футовые контейнеры. Сотрудничество МПС с фирмой "АДтранц" вступило уже в такую стадию, когда начинают организовываться совместные производства.
Около трех десятков лет назад специалисты испанской фирмы "Тальго" разработали для своих национальных железных дорог подвижной пассажирский состав с так называемой маятниковой системой подвешивания, а позже и состав с системой автоматического изменения ширины колеи. С тех пор такие поезда стали принадлежностью не только Европы. Они курсируют между американским городом Портлендом и канадским Ванкувером со скоростью свыше 200 километров в час. Но исследования заокеанских специалистов показали, что это не предел. Поезда "Тальго" могут преодолевать за час и куда более значительные расстояния - до 360 километров.
Что в испанском изобретении особо ценно для российских транспортников, так это очень высокая надежность системы автоматического изменения ширины железнодорожной колеи. Сейчас в ожидании замены вагонных тележек поездов на европейскую колею наши составы простаивают в приграничном Бресте по два - четыре часа. Оборудование "Тальго" позволяет сократить это время до десяти минут. Поэтому МПС и договорилось с испанцами о совместном производстве тележек с раздвижными колесными парами на одном из российских заводов. Как нельзя лучше для этого подошло акционерное общество "Ижорские заводы" в Санкт-Петербурге. В итоге на свет родилось и, есть надежда, в скором времени будет зарегистрировано СП "Тальгорос".
Подписано соглашение между МПС и одной из австрийских фирм о сотрудничестве в области механизации путевых работ. И уже в этом году из Австрии в Россию будут поставлены 12 различных типов путевых машин. А со швейцарской фирмой "Спено" есть договоренность о поставках нам комплектующих для производства рельсошлифовальных поездов на Калужском заводе "Ремпутьмаш" на общую сумму 15 миллионов американских долларов.
Российское железнодорожное ведомство в последние годы очень активно сотрудничает и с немецкими фирмами. Например, с крупнейшим в мире производителем тормозного оборудования "Кнорр-Бремзе". Эта фирма в сотрудничестве с Московским государственным университетом путей сообщения МИИТ и столичным заводом "Трансмаш" разработала воздухораспределитель, проще говоря, специальный клапан, который управляет тормозами. Новинка проходит испытания, притом вполне успешно.
Что касается автоматики и телемеханики, без которых сегодня не обойдется ни одна из железных дорог, для российских транспортников чрезвычайно большой интерес представляют наработки такой всемирно известной фирмы, как "Сименс". У нас уже проведены испытания сименсовской системы автоведения локомотивов, российские транспортники рассматривают возможность применения цифровых систем радиосвязи и спутниковой навигации "made in "Сименс".
Однако когда речь заходит о конкретных перспективных проектах, все упирается в источники их финансирования. Надеясь на инвестиции немецких промышленных и финансовых групп в создание совместных предприятий, российское железнодорожное ведомство стремится при этом укреплять сотрудничество с международными финансовыми организациями. Кредит Европейского банка реконструкции и развития помог МПС приобрести путевого оборудования и материалов на общую сумму 65 миллионов долларов. При этом надо отметить, что и некоторые виды продукции российских заводов, входящих в состав МПС (запасные части для подвижного состава, инструменты для ремонта путей), стали чаще находить покупателей за рубежом. А экспортная деятельность - тоже источник средств, которые так нужны для модернизации отечественного железнодорожного хозяйства. Общий внешнеторговый оборот по МПС России составил в прошлом году свыше 100 миллионов долларов.
Кроме того, МПС чаще, чем прежде, стало взаимодействовать с торговыми представительствами России за рубежом. При содействии наших торгпредств в Японии и Корее проведены совещания с представителями фирм и госучреждений этих стран. Обсуждались перспективы транзитных грузоперевозок по Транссибирской магистрали.
Мир велик. Связующим звеном в нем являются дороги, им приоритетное внимание всех государств вместе и каждого - в отдельности.