Общероссийский народный фронт рассказал про поборы в школах и детских садах
Цифры шокируют: 83% родителей признались, что за последний год сталкивались с предложением сдать деньги на какое-то богоугодное дело. Видимо, остальные 17% поскромничали: подобная практика стала повсеместной.
Чаще всего деньги собирают на ремонт помещений, канцелярские принадлежности, мебель, шторы, бутилированную воду, охрану, уборщиц и туалетную бумагу. Сумма добровольно-принудительных взносов на одного ребенка в среднем превысила 4 тысячи рублей. Еще больше тратится на покупку тетрадей, учебников и оплату питания в столовой. В итоге — без малого 10 тысяч рублей в год из родительского кармана. Но можно ли при этом говорить именно о поборах? На самом деле нет.
Разумеется, по закону детсады и школы не должны самостоятельно изыскивать средства на ремонт, приобретение учебной литературы и материалов и уж тем более на покупку туалетной бумаги. Все это забота регионального бюджета, обязанного обеспечить детей всем необходимым. Но что прикажете делать директору, если начало учебного года на носу, а в классах с потолка сыплется штукатурка? И в туалетах резаная газета... Недофинансирование учебных заведений — это бич всех регионов, особенно дотационных.
Ничего удивительного в том, что родители с пониманием относятся к слезным просьбам из школ и детских учреждений — мамам-папам хочется, чтобы их чада росли и учились в нормальных условиях. А ждать милостей от бюджета люди давно разучились.
Можно, конечно, жаловаться в инстанции или сразу в прокуратуру. После проверки сигнала руководитель учебного заведения получит нагоняй, а то и вовсе лишится должности. Но ускорит ли это ремонт или оборудование компьютерного класса? Сомневаюсь.
Если уж искать коррупционеров в системе образования, то надо «брать выше». Взять набившую оскомину систему госзакупок, которая распространяется и на образовательные учреждения. Из-за тендерной системы учебный процесс оказывается парализован. Нередко необходимые в начале года материалы и пособия поставляются в конце второй четверти, а победивший на торгах подрядчик не в силах завершить ремонт.
Я сам как член двух родительских комитетов наблюдаю, какими ужами на сковородках приходится вертеться директорам и методистам, чтобы, с одной стороны, не сорвать выполнение учебного плана, а с другой — не навлечь на себя гнев родителей. Потому что обязывать «помогать» саду или школе ни в коем случае никого нельзя. Все должно происходить исключительно добровольно. Иначе — скандал! Поэтому обычно сбор средств объявляется не на что-то конкретное, а в фонд группы, сада или школы, из которого уже потом сами родители (что важно!) берут деньги на приобретение канцтоваров, детские праздники и подарки учителям. Иногда приходится оформлять дары как спонсорскую помощь и официально передавать адресату. Таковы сегодня правила игры.
Если судить по данным ОНФ, особенно неблагополучная ситуация с обеспечением и финансированием школ и детсадов в Краснодарском крае, Республике Башкортостан, в Крыму, Московской, Воронежской, Тульской, Челябинской и Омской областях. Именно здесь больше всего жалоб на «поборы». Но при этом эксперты не задаются вопросом, почему «поборы» стали вынужденными.