В Ярославле 28-31 января прошел международный органный фестиваль имени Леонида Ройзмана. Дважды юбилейный — Х-й по счету и посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного органиста, чье имя носит. Журналисту «Труда» довелось побывать на двух завершающих концертах праздника — и услышать там сразу несколько премьер.
Органные фестивали в Ярославле — детище известной органистки, народной артистки России Любови Шишхановой. Свыше четырех десятилетий назад начала она работать в старинном городе на Волге. А инициатором установки органа в зале областной филармонии был ее профессор в Московской консерватории, знаменитый музыкант, создатель нынешней отечественной органной школы Леонид Исаакович Ройзман. И естественно, когда пришла мысль организовать здесь фестиваль органной музыки, Любовь Башировна назвала его именем своего педагога.
Любовь Шишханова принимает поздравления ярославцев. За ней стоят органисты Мартин Штефан, Штефан Энгельс и скрипачка Наталья Дьяченко (слева направо)
С тех пор Ярославль стал притягательным местом для органистов не только России, но Германии, Франции, США, других стран. Вот и сейчас сюда приехали музыканты из Москвы Константин Волостнов и Денис Писаревский, а компанию им составили немецкие мастера Мартин Штефан из Вестерланда (остров Зюльд, северная Германия) и Штефан Энгельс, работающий в Южном методистском университете Далласа, США.
К сожалению, не удалось попасть на первые дни работы фестиваля. Поэтому не могу рассказать о таких интересных событиях, как, например, исполнение произведения для двух органистов — прелюдии и фуги Иоганна Георга Альбрехтсбергера, в котором приняли участие Мартин Штефан и Любовь Шишханова. Или премьера сочинения молодого композитора-органиста Дениса Писаревского «Гретхен за прялкой», навеянного знаменитой вокальной балладой Шуберта. Или программа в популярном музее «Музыка и время», созданном известным энтузиастом-просветителем Джоном Мостославским. К сожалению, Джон Григорьевич, еще на прошлом фестивале в 2014 году принимавший гостей праздника, летом прошлого года ушел из жизни, и нынешний концерт был посвящен его памяти.
30 января фестиваль вернулся в зал Ярославской филармонии, и уже это событие корреспондент «Труда» наблюдал лично. Одна из его изюминок — соединение творческих усилий музыкантов Ярославля и гостей — россиян и представителей дальнего зарубежья. Открыл программу мотет Баха «Иисус — моя радость» в исполнении хоря «Ярославия», которым руководит профессор Московской консерватории Владимир Контарев, но дирижировал опусом (кстати, впервые звучавшим в Ярославле) немец Мартин Штефан. Вокальную часть концерта продолжила кантата Stabat Mater немецкого композитора середины XIX века Йозефа Рейнбергера, и тут уже за пульт встал руководитель коллектива, а Мартин Штефан занял более привычную для себя скамейку органиста.
Портрет Леонида Ройзмана украшал в дни фестиваля сцену филармонического зала
Второе отделение концерта оказалось чисто органным. Немецкий гость из Америки, дебютант Ярославля Штефан Энгельс начал с 1-й части 3-й сонаты Мендельсона, продолжил знаменитой До мажорной токкатой Баха, в которой продемонстрировал эффектное владение педалью. Затем прозвучали две пьесы Шумана, немецкие названия которых в переводе на русский звучат так: «С внутренним переживанием» и «Небыстро». Музыка очаровала и заставила слегка улыбнуться: на секунду в воображении возникла картина, будто Святослава Рихтера или еще кого-нибудь из мастеров — специалистов по фортепианному творчеству Шумана усадили на лавочку, дали в руки баян и попросили сыграть что-нибудь из любимого композитора. Уж очень по-фортепианному мыслил автор «Карнавала» и «Симфонических этюдов», даже когда переключался на иные инструменты. А звучание органных микстур и язычков иногда ведь в самом деле напоминает звук хорошего, тембристого баяна...
Завершили программу не известные мне три пьесы из цикла «66 импровизаций» немецкого композитора начала ХХ века Зигфрида Карг-Элерта, представшие интересным развитием композиторских идей Макса Регера и Сезаара Франка.
Особой концентрации премьер и раритетных исполнений удалось достичь в заключительный вечер фестиваля. Его своеобразной прелюдией стал Концерт для скрипки и органа со струнным оркестром фа мажор Гайдна, где партию скрипки уверенно и выразительно сыграла молодая московская исполнительница Наталья Дьяченко, место за органом заняла Любовь Шишханова, а дирижировал струнной группой Губернаторского симфонического оркестра Мартин Штефан, одновременно игравший на клавесине.
Одним из самых увлекательных открытий праздника стал для автора этих строк Концерт для органа и струнного оркестра Александра Гедике. Изначально устроители предполагали исполнить концерт для аналогичного состава Пауля Хиндемита, но из-за организационных обстоятельств в последний момент пришлось произвести замену. Однако не думаю, что публика осталась внакладе. Гедике, этот советский продолжатель традиций русской классики, в партитуре концерта доказал, что и немецкая романтическая традиция ему, немцу по крови, родная. Особенно интересна вторая часть, красотой и насыщенностью гармонического языка вызвавшая ассоциации с музыкой Вагнера и Брукнера, что с увлечением передали молодой органист Константин Волостнов и оркестр под управлением Анатолия Оселкова.
Две Церковные сонаты Моцарта, обе до мажорные (за органом — Мартин Штефан, за дирижерским пультом — молодой маэстро Александр Андрианов), составили чудесную интермедию к следующей порции позднего романтизма. Это Концертино в старинном стиле для органа и струнного оркестра немецкого композитора рубежа XIX и ХХ веков Карла Хойера, у которого почти дословные цитаты из Баха соседствуют с мелодическими выплесками, напоминающими о Чайковском. Любопытно, что солист Штефан Энгельс и дирижер Александр Андрианов стали первыми в России интерпретаторами этого сочинения, которое, кажется, даже до сих пор не издано, существуя только в рукописи.
Ну и ярким многозвучным финалом программы стала 1-я часть 1-й симфонии французского композитора Анри Гильмана для органа с оркестром с участием Мартина Штефана и Александра Андрианова под управлением Анатолия Оселкова. Жаль, что не прозвучала вся симфония — устроители сочли, что это бы перегрузило концерт. Но судя по энтузиазму публики, переполнившей зал Ярославской филармонии, она была готова слушать свой любимый инструмент еще и еще.
Орган Ярославской филармонии обрел вторую молодость благодаря капитальному ремонту 2015 года
«До встречи через два года на следующем фестивале!» — закрыла концерт ведущая, дождавшись, когда долгая овация чуть-чуть ослабла. «Как жаль, что так нескоро», — ответили ей из зрительских рядов. Но ведь органные концерты в Ярославской филармонии не прекращаются. Кстати, и орган, некогда установленный здесь знаменитой фирмой Sauer, постоянно ею совершенствуется. Не далее как год назад здесь было установлено новое электронное оборудование, позволяющее программировать регистровку и тем облегчающее работу органиста и его ассистента. Представитель фирмы Петер Фрессдорф, как всегда, приехал на фестиваль, проинспектировал инструмент и остался доволен его состоянием.
Так значит — до новых встреч с органной музыкой в Ярославле, и не обязательно ждать для этого следующего Ройзмановского фестиваля.