На кинофестивале в немецкой столице российский фильм получил серебряный приз
Призы, выданные на Берлинале-2015 жюри во главе с Дарреном Аронофски, совпали с мнением критиков. Случай не такой уж и редкий, но всегда приятный.
Тем не менее из конкурсной программы, вполне интересной, хоть и лишенной шедевров, можно было наградить более экстравагантные картины. Например, «Эйзенштейна в Гаунахуато» Питера Гринуэя, бурлескный и сверхэнергичный опус о гениальном режиссере, потерявшим невинность и познавшим первую любовь в Мексике. Событие, прокомментированное экранным Эйзенштейном (Элмер Бэк), как «взятие Зимнего». Или «Рыцаря кубков» Теренса Малика, который разделил профессиональную публику на непримиримые лагеря. Представители одного из них разнесли этот фильм за содержательную пустоту, не преодоленную в шикарных дизайнерских кадрах, снятых гениальным оператором Эмманюэлем Любецки. Другие наблюдатели сочли фильм интересным опытом непривычного для Малика эпического кино, выстроенного как «поток образов», преследующих героя Кристиана Бейла, голливудского плейбоя, переживающего экзистенциальный кризис.
Но жюри проявило тонкую чувствительность в своих решениях. За лучшую женскую и лучшую мужскую роли серебряные медведи ушли в руки Шарлотты Рэмплинг и Тони Кортни, сыгравших в фильме Эндрю Хэя «45 лет» пожилую супружескую пару. Они живут в маленьком английском городке счастливо и спокойно. Занимаются сексом, читают Кьеркегора, слушают музыку и готовятся отпраздновать в кругу друзей 45-летие совместной жизни. Внезапно полученное письмо нарушает идиллию этих интеллигентов. Выясняется, что у героя Кортни пятьдесят лет назад, до встречи с Кейт, нынешней женой, была невеста Катя, пропавшая при неизвестных обстоятельствах. И вот ее тело обнаружили в Швейцарии, в горных ледниках. Это воспоминание становится мучительным испытанием для благополучных англичан. Героиня Рэмплинг изнывает от ревности, ее муж погружается в сладкие и горькие воспоминания. Однако на празднике в честь годовщины их свадьбы одумавшийся герой Кортни объясняется в любви к жене и рыдает от нахлынувших чувств. Прославленные актеры разыграли свои роли не более, чем профессионально. Но жюри, надо полагать, благородно отметило их труд в этой картине за совокупные достижения в долгой актерской карьере.
Приз за операторскую работу разделили операторы двух картин. Евгений Привин, Сергей Михальчук сняли «Под электрическими облаками» Алексея Германа младшего изысканно, разнообразно, с художественным тактом. Штурла Брандт Гревлен показал способности живой камеры в фильме «Виктория» Себастьяна Шиппера. Про фильм Германа младшего я уже писала. «Виктория» же — история встречи одинокой испанской девушки с берлинскими инфантильными преступниками, которым она сердечно помогает в кровавых разборках с матерыми бандитами. Ничего примечательного, кроме виртуозной работы оператора, в этом простеньком фильме нет.
Награду за режиссуру жюри тоже поделило между румыном Раду Жуде и полькой Малгожатой Шумовской. Жуде снял эпическую черно-белую картину «Afеrim!», действие которой происходит в первой трети 19 века, но впечатление такое, что на экране — средневековый мир. Жандарм вместе со своим сыном отправляется на поиски цыгана-«раба», сбежавшего от хозяина. Путешествие героев по Восточной Европе, разнообразные бытовые сценки в пейзажах Валахии, где обитают румыны и венгры, евреи и русские, христиане и представители других конфессий, порождает экзотический утраченный мир. Жюри оценило режиссера наверняка за тщательность и свободу исторической реконструкции.
«Тело» Малгожаты Шумовской — прекрасная черная комедия или трагикомедия с выдающимся актером Янушем Гайосом в роли следователя и отца дочки, изношенной анорексией. А также с отменной актрисой Майей Осташевской, сыгравшей психолога и медиума, которая пытается облегчить жизнь пациентам, нуждающимся в интенсивной помощи. Шумовска элегантно, остроумно изучает конфликт между телом человека и его душой (или духом), требующими разных возможностей примирения между собой. Разрабатывая столь рискованную интригу, польский режиссер избегает банальностей, пошлости, пафоса.
Приз Альфреда Бауэра предназначается в Берлине новаторским фильмам. В этом году жюри выбрало гватемальский «Вулкан Иксканул» Хайро Бустаманте (я о нем писала), мощный дебют, лишенный фестивальных клише. Это классическое кино отличает глубину режиссерского дара в разработке характеров и неординарного понимания экзотической фактуры.
Наконец «Золотой медведь» достался Джафару Панахи за «Такси» (я писала о нем). Поскольку режиссеру запрещено покидать Иран, приз получила его племянница, сыгравшая в этом фильме, и расплакалась на сцене. Никакой политической конъюнктуры в решении жюри нет. Это действительно чудесная и грустнейшая картина о текущей иранской реальности, которую Панахи, несмотря на домашний арест, все-таки имеет возможность показать. Правда, не в Иране, а в Берлине. С другой стороны, циничная иранская власть понимает, что Панахи — достояние страны, а не только кумир интеллектуалов. Держа Панахи на привязи, эта власть все-таки снимать ему кое-что позволяет. Эта двойная мораль и цементирует картину Панахи, который сыграл роль таксиста, чьи пассажиры свидетельствуют о нравах, скорби, абсурде иранского общества.