Ходорковский, Чернобыль, гламур
Зрители 61-го Берлинского кинофестиваля пытаются понять, что такое русский характер
Осталось несколько дней до закрытия 61-го Берлинского фестиваля. В конкурсной программе здесь прошел фильм Александра Миндадзе «В субботу», и в этот же день в рамках программы «Панорама» зрители увидели «Мишень» Александра Зельдовича.
26 апреля 1986 года, день аварии на Чернобыльской АЭС, — время действия фильма Миндадзе. Но отчаянный драйв этого камерного фильма составляет не сама катастрофа, а попытка молодого партработника скрыть свою панику от беззаботных окружающих. Не сбежит этот партиец из Зоны. Застрянет в городке, на свадьбах, с музыкантами, с которыми когда-то играл в ансамбле. Настоящее, будущее и прошлое сдавлено в схватке. Иностранным журналистам было трудно понять, почему эти русские пьют-гуляют вместо того, чтобы драпать? Пришлось объяснить, что фильм не о Чернобыле, а о русском характере. Долгий вышел разговор.
«Мишень» Зельдовича — иное кино. Москва 2020 года наводнена дорожными указателями на китайском языке, а вместо мобильников здесь пользуются видеофонами. Но гламурные интерьеры, в которых живут, радуясь и печалясь, персонажи, — из нашего времени. Эти красивые и богатые люди обременены пламенной страстью сохранить вечную молодость, завоевав таким образом свободу и счастье. Для этого они отправляются в экстремальное путешествие на закрытый военный объект, где излучается «божественная» энергия. Она-то и обеспечит желанной молодостью, которую можно купить, как шикарный «Пежо». Из этого рая, где не стареют и очень редко умирают — от паленой водки, например, раз в 12 лет (юмор сценариста Владимира Сорокина не унять), — приходится возвращаться в реальность. Зельдович снял стильное кино. Недалекое будущее понадобилось авторам картины, видимо, для того, чтобы отмежеваться от глянцевой стилистики с ее агрессивной самоуверенностью. Дизайн тут — правильная среда для персонажей, озабоченных главным — правом на счастье. Эту мысль авторы «Мишени» подвергают жестокому и мелодраматическому сомнению, запуская на экран успешных, но опустошенных и, в конце концов, несчастливых людей.
Несомненно, сенсацией Берлинале-2011 стал документальный фильм Кирилла Туши «Ходорковский» — настоящее исследование биографии этого человека, лишенное тенденциозности, дидактики и политической ангажированности. В фильме представлены все возможные точки зрения на выбор МБХ, решившего не становиться политическим эмигрантом, не вступать в торги с властью и не оставлять своих товарищей, взятых, по сути, в заложники. В день премьеры фильма весь Берлин обсуждал заявление пресс-секретаря Хамовнического суда Натальи Васильевой о том, что приговор Ходорковскому был спущен сверху. Неслучайное совпадение: и у олигарха, и у самого подневольного человека всегда есть шанс сохранить достоинство.
Главные премьеры Берлинале-2011
«Пина»
Биографический мюзикл о выдающемся хореографе Пине Бауш режиссера Вима Вендерса позиционируется как первая в Европе артхаусная лента, снятая в 3D.
«Туринская лошадь»
Новая картина венгерского режиссера-максималиста Белы Тарра рассказывает историю, произошедшую с Фридрихом Ницше в 1889 году в Турине.
«Кориолан»
Режиссерский дебют актера Ральфа Файнса — современная интерпретация одноименной трагедии Шекспира с Джерардом Батлером и Ванессой Редгрейв.