Каждому пятому можно не платить

Ради денег трудится 81% работников

Часть россиян по-прежнему готовы трудиться лишь ради нематериальных поощрений со стороны работодателя. По данным кадрового агентства «Анкор», таковых в нашей стране 19%. Однако больше четырех пятых населения России полагают, что главное в работе — постоянное повышение оплаты труда. При этом доля меркантильных в связи с кризисом увеличилась. Эксперты считают это естественным процессом: в период потрясений человек готов жертвовать карьерными перспективами ради стабильности. Ведь перед большинством россиян стояла проблема удержаться на работе во время волны сокращений, а о карьерных перспективах в этих условиях мало кто мечтал.

По словам специалистов, кризис серьезно изменил психологию работоспособного населения. Недостаток финансирования экономики привел к тому, что во многих сегментах рынка не хватает рабочих мест. «Большинство из нас предпочитают держаться за свои рабочие места, которые имеем, а не искать лучшей доли», — говорит руководитель департамента по работе с клиентами FG-Agency Наталья Ефимова.

Условия для роста

Сотрудники, работающие в компании продолжительный срок, часто становятся ключевыми фигурами для бизнеса. За период кризиса люди стали ответственнее относиться к текущему месту работы. «Надо учитывать, что для таких людей важны не только деньги, и если финансовый фактор останется единственной мотивацией, то в условиях стабильности есть риск и потерять ключевого сотрудника, — говорит генеральный директор Kelly Services Екатерина Горохова. — Например, если он не будет видеть возможностей профессионального роста».

«В числе причин, удерживающих людей на одном месте работы более пяти лет, — возможность самореализации за адекватный доход, гармоничные взаимоотношения сотрудника с коллективом», — соглашается ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Юрьева. Профессиональные и карьерные амбиции сотрудника должны совпадать с возможностями роста, которые может предоставить ему компания.

Развиваться, не меняя места

Большинство из тех, кто не хочет остаться на своем месте, стремятся к развитию в рамках своей компании. Согласно исследованию «Анкора» увеличился процент сотрудников, называющих возможность обучения определяющим фактором при выборе работы.

Большинство компаний — как западных, так и российских — проводят политику, направленную не только на привлечение, но и на удержание персонала. Для сотрудников, работающих в компании несколько лет, создаются специальные программы повышения квалификации, стажировки за рубежом. Рождается перспектива карьерного роста, повышения зарплаты, получения опыта. «Это как своего рода инвестиции в будущее, которые непременно приведут к достатку и благополучию», — говорит руководитель департамента по работе с клиентами Наталья Ефимова. — Как правило, это среднее звено, менеджмент возрастной категории 25–35 лет».

Деньги решают все

И все же основным фактором, как до кризиса, так и после, остается размер зарплаты. «Еще Генри Форд говорил, что этот фактор является главной мотивационной причиной, которая определяет отношение человека к его работе. По сути, заработная плата-то, за что человек работает», — замечает Наталья Ефимова.

По словам генерального директора Kelly Servies Екатерины Гороховой, в условиях экономической нестабильности люди хотят иметь в первую очередь гарантии дохода, а не возможность карьерного роста или возможность обучения.

И все же они уходят

По данным опроса «Анкора», среди уже работающих людей 11% постоянно находятся в активном поиске нового места работы, а 44% респондентов хотя бы иногда просматривают другие вакансии.

Люди меняют работу в основном из-за отсутствия перспектив профессионального развития и несоответствия ожиданий в оплате труда. Но если по первой причине до кризиса работу сменили 56% опрошенных, то в 2010 году их количество уменьшилось до 46%. Также стало меньше тех, кто меняет работу из-за неоправданных карьерных ожиданий.

Уменьшился процент людей, ожидающих, что с повышением они смогут стать бизнес-партнерами. «Такая мотивация наблюдалась в тот период, когда экономика только формировалась, — объясняет Наталья Ефимова. — Это характерно для периода, когда Прохоров стал Прохоровым, а Дерипаска — Дерипаской. В условиях настоящей экономики попробуйте стать их партнером. Все то же самое в компаниях средних и мелких».

«Приоритеты людей сместились в сторону стабильности, ведь в период кризиса практически каждый боялся потерять работу», — отмечает заместитель руководителя департамента рекрутмента кадровой корпорации Manpower Екатерина Кирсанова.

Но, по ее мнению, сегодня специалисты не меньше заинтересованы в профессиональном и карьерном развитии, просто они не так открыто об этом заявляют работодателю.

«Наибольший отток специалистов сейчас происходит из-за переманивания в конкурирующие компании на более комфортные условия», — замечает Ольга Юрьева. Важным конкурентным преимуществом компании является лояльность сотрудников. Иногда именно лояльность компании перевешивает чашу весов при принятии важного решения.

Цифры

Источник: кадровое агентство «Анкор»