Цена плена

После 133 дней плена моряки украинского сухогруза "Фаина" прилетели в Киев. За их освобождение судовладелец заплатил сомалийским пиратам рекордную сумму - 3,2 миллиона долларов.

В киевском аэропорту Борисполь не протолкнуться. В последнее время он и так с трудом справляется с потоком пассажиров. В пятницу, 13 февраля, ажиотаж был особым: с самого утра ждали спецрейс из Кении. Нарушив все нормы протокола, встречать пленников к трапу самолета вышел лично президент Виктор Ющенко. Он за руку здоровался с каждым офицером и матросом, похлопывая моряков по плечу. Из президентских объятий бывшие пленники попадали в объятия родственников.

Медали дешевле

- Главное, все живы, - сказал президент, по каким-то причинам вновь, как уже не раз бывало, забыв упомянуть о капитане - гражданине России Владимире Колобкове, который умер во время плена: не выдержало сердце. Его тело должны отправить из Кении в Питер во вторник, после того как посольство согласует все "технические вопросы".

Украинских моряков правительство обещает наградить. Правда, замглавы секретариата президента Степан Гавриш вначале сообщил, что офицерам и матросам выделят премии на общую сумму 1,3 миллиона гривен (170 тысяч долларов). Однако как только информация просочилась в прессу, ее тут же опровергли. Решили остановиться на медалях - все-таки дешевле. Сейчас для украинской экономики любая гривна на счету.

Президентская охрана пыталась преградить дорогу журналистам, прорывавшимся к бывшим пленникам. Между властями и экипажем явно возникло какое-то недопонимание. Отец одного из матросов Виктор Шаповалов сообщил репортерам: родственники членов экипажа категорически против осмотра моряков психологами. По их данным, от моряков якобы хотят получить расписки о неразглашении сведений, то есть обязать молчать обо всем, что происходило на корабле во время рейса.

Члены команды отказались от еще одной услуги, предложенной властями, - обследования в элитной правительственной клинике "Феофания", где их пообещали вылечить за государственный счет.

Звонок пиратам

Масла в огонь подливали и сами журналисты. Самолет с моряками еще находился в воздухе, когда появилось сообщение: "Фаина" изначально была обречена. Утечка произошла в Службе внешней разведки (СВР) Украины - разумеется, от "неназванного источника". В подготовленной в СВР справке якобы говорится: как только сухогруз вышел из порта в направлении Африки, с мобильного номера в Одессе был зафиксирован звонок на телефон сомалийских пиратов. Всего украинские разведчики установили около 30 случаев вмешательства в ход переговоров "посторонних лиц". По данным СВР, в Киеве орудовал "крот", который снабжал информацией сомалийцев, причем человек этот - "самого высокого уровня". В СВР эту информацию комментировать отказываются.

По прибытии в Киев украинские матросы попрощались с россиянами Виктором Никольским и Артемом Тарасовым. Их в аэропорту встретели представители российского посольства и сразу же увезли в резиденцию посла. Вечером моряки улетели в Санкт-Петербург.

"Петр Великий" арестовал пиратов

Крейсеру "Петр Великий" удалось задержать сомалийских пиратов в Аденском заливе. Палубный вертолет Ка-27 обнаружил три катера и доложил об этом на крейсер. Подошедший корабль задержал две быстроходные лодки и одно большое судно-базу, на борту которых находились 10 граждан Сомали. На лодках обнаружили три автомата Калашникова, два гранатомета и 500 граммов наркотиков. С разбойниками, попавшими в руки российским морякам, работают следователи. Согласно резолюции СБ ООН страны, которым удалось задержать пиратов, могут судить их по своим внутренним законам. В России пиратам грозит до 15 лет тюрьмы. Однако не факт, что сомалийцев отправят в Россию. Чаще пойманных преступников передают соседним странам. Например, США отдает задержанных разбойников властям Кении.

Прямая речь

Иван Герелюк, член экипажа "Фаины", моторист:

"Кажется, я выучил сомалийский..."


- Пираты появились неожиданно. Они окружили судно и попытались взять его на абордаж. Поначалу мы отбивались. Пробовали увеличить скорость, подавали сигнал SOS. Надеялись на помощь, однако военных кораблей рядом не было. Я находился в машинном отделении и слышал, как об обшивку ударяли пули. Конечно, было страшно...

Захватив судно, пираты вывели нас на палубу под дулами автоматов. Мы думали, на расстрел. Оказалось - потребовалась фотография. Наверное, чтобы подтвердить, что мы живы. Пираты были вооружены до зубов. У них были корейские и китайские автоматы, гранатометы. Выглядели они, как бомжи. Рваные футболки, потертые джинсы. Постоянно употребляли наркотики. Когда зелье заканчивалось, зверели. На корабле было не менее 40 человек. Гулять нас выпускали раз в неделю. В каюте, где находился экипаж, все время присутствовал автоматчик. Ели мы раз в день. В меню - рис или макароны, иногда с растительным маслом. Ели на полу, посуду мыли морской водой. На судне оказалась кое-какая библиотека. Было несколько книг Донцовой. Я несколько раз перечитал их - времени было достаточно. В первые дни плена у нас забрали деньги, ценные вещи, мобильные телефоны.

К концу плена мы стали привыкать к повадкам пиратов. Даже научились общаться с ними. Я выучил несколько сомалийских слов, однако не уверен, что правильно их произношу. Пиратов наши попытки объясниться "по-ихнему" очень забавляли.

Виктор Никольский, старший помощник капитана:

"Пираты не собирались убивать"


- Ворвавшись на палубу, пираты заломили капитану руки за спину и приставили пистолет к виску. Судя по всему, в их планы не входило убивать пленников. Колобков, видимо, пережил сильный стресс: у него резко поднялось давление, нужна была медицинская помощь. После захвата корабля он продержался пять суток. Однажды вечером он сказал мне: "Виктор! Я полежу. Ты уж тут рули без меня!" К утру он скончался. Труп поместили в холодильную камеру.

Пираты меня спрашивали: "Капитан! Ты счастлив? Маа фи анта?" Я отвечал: "Анега вахабраха фианта марка-марка голоси даё". Это означает: "Я буду счастлив тогда, когда судно уйдет в море и будет свободно!" Так мне пришлось научиться на сомалийском изъясняться.

Что касается обязательств о неразглашении событий на "Фаине", то никаких бумаг на эту тему я не подписывал. Не думаю, что среди членов экипажа кто-нибудь это сделает.