В феврале 2004 года в Екатеринбурге бесследно пропали 11-летний Дима Вотинцев и 13-летняя Алена Фефилова. По Уралмашу - северному району города - поползли слухи о маньяке. К тому же участились нападения на школьников: детей избивали, раздевали, отбирали одежду, деньги, ранцы. Уралмашевские родители паниковали: провожали детей в школы, не пускали на прогулки.
Сбившимся с ног сыщикам помогли двое мальчишек, которым удалось сбежать после встречи с преступниками. Они рассказали, что напали на них двое: мужчина и женщина. Были те с детской коляской - как потом оказалось, таким образом бандитствующая супружеская чета пыталась внушить прохожим доверие. В милиции составили фотороботы, но помогли они мало, и поймали преступников случайно.
Сердобольный прохожий не прошел мимо девочки, которую на улице теребила женщина, пытаясь стащить с нее пальтишко. Рядом мужчина потрошил школьный портфель. "Это наша племянница, школу прогуляла", - объяснил он. А испуганная девчушка одними губами прошептала: "Помогите!" Прохожий, не долго думая, схватил обоих нападавших и насильно приволок на охраняемую стоянку. Охранники тут же позвонили по телефону "02".
Что дело приобретает весьма серьезный оборот, выяснилось в милиции, когда на задержанной оказалась кожаная жилетка пропавшей Алены Фефиловой. Остяковы были вынуждены сознаться в ее убийстве. Девочку нелюди задушили цепочкой, тело бросили в лесопарке. Диму Вотинцева, каялись супруги, убивать не хотели - побили, раздели и оставили в лесу, в шалаше из полиэтиленовых мешков, построенном бомжами. А изувеченный ребенок взял да замерз. Его бабушка признавалась: "Я читала заключение судмедэкспертизы. Волосы дыбом, что они с ним сделали. Это не люди - звери!"
В квартире супругов нашли детскую одежду, ранцы, учебники, школьные тетрадки. По фамилиям, на них написанным, вышли на других жертв "уралмашевских маньяков".
На суде рассматривалось шесть преступных эпизодов. Безработные и часто выпивающие супруги Остяковы отыскали источник легкой добычи - школьников с портфелями. Однажды Михаил Остяков впервые напал в лифте на восьмилетнюю школьницу, отобрал ранец и надругался над ребенком. В дальнейшем орудовали уже вместе с сожительницой. Они вдвоем затаскивали детей в безлюдное место. Ольга на суде утверждала, что муж заставлял ее "обижать" ребятишек - бил ее, порол ремнем, - дескать, из страха перед Михаилом она тоже пинала их ногами.
Сам же Остяков объяснил свои преступления нелепо - местью за тетю-вагоновожатую, которую якобы осудили за гибель мальчика, свалившегося под колеса с "колбасы" ее трамвая. С тех пор он и начал искоренять дурные детские привычки: наказывал замеченных в катании на сцепке школьников, незамеченных - заставлял клясться, что никогда не будут этого делать. Версия о тете в ходе следствия не опровергалась и не подтверждалась. Да и зачем?
В суде в злодеяниях супруги сознавались, подробно рассказывая, как издевались над детьми. На оглашении приговора у судьи, зачитывавшего обстоятельства убийства, не раз перехватывало горло.
25 лет строгого режима определил суд Михаилу Остякову, 15 лет общего - Ольге.