КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ - ПРОЩЕНИЕ

Иисус учил: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смиренен сердцем, и

Иисус учил: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смиренен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мат. 11:29).Нежелание обрести примирение - это отказ нести иго Христа и следовать Его учению. После принятия решения идти за Христом и признания Его своим Господом не остается выбора между прощением и отмщением - последнее совершенно неприемлемо. Прощение - это заповедь, которую должно исполнять, как все другие заповеди Христа. В притче о царе, простившем долг своему рабу, который однако не желал простить своему другу и поплатился за это темницей, Господь сказал: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (Мат. 18:35). Другими словами - воспользоваться милостью и прощением Бога и в то же время не прощать других - нечестно и греховно.
Милосердие Божие, оказанное нам, обязывает нас проявить милосердие к ближнему. Благодать обязывает нас поступать так, как поступает с нами Господь. Человеку надменному во сто крат труднее прощать других. Христос говорил: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь" (Мат.7:3). Человек, не желающий видеть собственных прегрешений, никогда не сможет достигнуть той высоты духовной жизни, когда прощение становится потребностью и приносит радость.
Пока мы не осознаем свое греховное состояние в свете Священного Писания, искренне стремясь к раскаянию, мы будем чаще осуждать, нежели прощать. Забросать камнями и облить грязью легче, чем признаться в собственных неблаговидных проступках и милостиво отнестись к ближнему. Нежелание нести иго Христа часто выражается в отказе расплачиваться за последствия своего злого проступка. Между тем зло имеет последствия как для обидчика, так и для обиженного. Иисус Христос, простивши разбойнику на кресте, не освободил его от последствий его преступлений. Разбойник, хотя и прощенный, все же остался висеть на кресте, приговоренный к смерти человеческим судом. Можно ли простить террористов, убивающих детей? Мы верим, что правосудие и человеческое, и Божие приговорит их к высшей мере наказания.
Библия говорит, что человек, не могущий справиться со своим греховным прошлым, не сможет простить и другого. "Немощный в вере", как называет такого человека апостол Павел, нуждается прежде всего в правильном понимании Бога и Его святости. Он дал человеку великие заповеди: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и ближнего как самого себя". Понимая, что достижение святости возможно только через любовь, а не посредством исполнения каких-то церковных обрядов, легче снизойти к человеку и вместо осуждения проявить милость. Любовь искупает множество грехов. Любовь останется в наших чувствах, если проявлять ее в каждодневных делах.
Человек, допускающий в свой разум мысли греха, зла, мести, не сможет простить ближнего. Если сатана управляет нашим сознанием, он управляет и нашими поступками, о чем бы ни шла речь. Поэтому Библия призывает: "Пользуйтесь обновлением ума вашего" (Рим.12:2). Это означает - отложите в сторону прежний образ мирского мышления и начинайте мыслить о том, что "чисто, истинно, честно, справедливо, любезно, достойно славы и похвалы, что ведет к добрым делам" (Фил.4:8). Перемены во внутреннем мире ведут и к соответствующим переменам в отношениях с людьми.
Прощение - это акт воли человека. Священное Писание говорит при этом, что в нас должны быть те же чувствования, как и во Иисусе Христе (Фил.2:5). Ставя ударение на "те же", апостол Павел подчеркивает, что наше отношение к людям не должно быть просто похоже на отношения Христа к людям, но должно быть таким же. Поэтому он советует: "Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам". Только находясь в близком общении с Господом, можно, исполнившись Его духом, поступать так, как поступает Он. Бог дает всем шанс на раскаяние и исправление. Нужно научиться у Бога отделять то, кем человек был в греховном прошлом и кем стал в Иисусе Христе - новым творением. Многим в семейных драмах нужен посредник для полного примирения. На определенные уступки люди нередко идут только в присутствии третьего лица. Важную роль среди них могут сыграть священнослужители, обратившись к которым, можно получить долгожданное освобождение.
Французская пословица говорит: "Все понять - значит все простить". Постаравшись понять человека, нам легче его простить. Вспомните произведение Федора Достоевского "Униженные и оскорбленные". Месть искалечила жизнь семьи маленькой Нели, а прощение принесло счастье в семью Наташи. Ее отец, простивши, сказал дочери: "О, благодарю Тебя, Боже, за все: и за гнев твой, и за милость твою! И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас. За всю эту минуту благодарю. Пусть мы униженные, пусть оскорбленные, но мы опять вместе! Будем помнить, что ключ к счастливой жизни в прощении, поэтому возьмите иго Христа на себя и несите его с радостью". Да благословит вас Господь.