ПЕРЕДВИЖНОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ СТОЛБ

В конце прошлого года в Рубцовске Алтайского края произошло два массовых отравления, говорят, наркотиками. 22 человека отправились на тот свет за полторы недели. Смерть от "белого порошка" стала здесь обыденной. Между тем некоторые жители Рубцовска и окрестных населенных пунктов не только не сожалеют о происходящем, но и помогают наркобизнесу. Почему именно здесь сошлись "героиновые пути"?

За Рубцовском проходит граница между Россией и Казахстаном. Куда ни глянь - степь. Бродят лошади в поисках не засыпанного снегом ковыля. Тишь да белая гладь. Справа строение и сетчатая ограда - пограничный и таможенный посты. Железная дорога.
- По всей 850-километровой границе с Казахстаном есть всего четыре полноценных пограничных поста, - рассказывает заместитель начальника управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Алтайскому краю Сергей Трофимов. - Тысячи степных дорог, проселков, троп и тропинок охраняются очень слабо. Не только Рубцовск, но и все приграничные поселки, городки находятся под прицелом наркокурьеров - "верблюдов", как они себя называют.
- Но почему все-таки именно Рубцовск считается одним из самых неблагополучных в крае городов по уровню наркопреступности?
- Через него проходит железная дорога, автомагистрали. Из города легко доставить зелье в любую точку Алтая и Сибири. Тут перевалочный пункт. "Верблюдов" наркомафия набирает, как правило, из местного населения. За одну ходку через границу - можно получить до сотни долларов. Как тут устоять человеку, если у него нет ни копейки в кармане?! В Рубцовске большинство предприятий "лежат на боку", люди - на улице, слоняются без дела. Вот известный когда-то тракторный завод. На нем трудились 20 тысяч рабочих. Сейчас его "дыхание на ладан" поддерживают всего две тысячи человек. Да еще рядом с городком четыре исправительных учреждения. Многие заключенные, отбывшие срок, оседают здесь. Чем им заниматься?
Рубцовские сотрудники наркоконтроля открыли мне один из последних методов прохода через рубеж большегрузного транспорта. 17-метровую фуру, набитую неизвестно чем, цепляет мощный трактор К-700 (с навесным плугом) и тащит по полю за несколько километров от поста. Если пограничники заметили и пустились в погоню, то тракторист быстро отцепляет груз и нарезает плугами огромные снежные валы, которые "уазику" не одолеть. Он застревает или разворачивается восвояси.
Не обходится, понятное дело, и без подкупа нерадивых служивых - как в России без этого? Один из "верблюдов" рассказывал такое, чему и верить-то не хочется, но факт остается фактом:
- У некоторых охранников наших рубежей есть так называемые временные полосатые пограничные столбы. С ними они выезжают на проселочную дорогу, далекую от стационарного пропускного пункта, и встают на "коммерческую вахту". Вот идет машина с грузом. Служивые сразу требуют деньги с водителя. Получив их, отодвигают "полосатого пограничника" - путь в родное государство свободен. Такая "услуга" стоит примерно 1000 рублей.
"Верблюды", подкованные юридически, поступают еще проще. Наркокурьеры не скрывают, что разрешенные правительством РФ в июне прошлого года дозы наркотиков, которые может иметь при себе гражданин и не нести за это уголовной ответственности, очень облегчили их "тяжкий" труд. Вот, к примеру, в автобус садятся 50 цыган. У каждого пассажира при себе девять доз героина - 0,9 грамма. Уголовное преследование же начинается с 10 доз, то есть с грамма. Посчитайте, сколько отравы привезут в Рубцовск в одном автобусе. Легально!
Такой же, то есть легальный, способ переправки наркотиков в Россию существует и на железной дороге. Оказывается, один из поездов из Астаны в Лениногорск заезжает на территорию России и задерживается на станции Локоть всего на несколько минут. Их хватает, чтобы пассажиры покинули вагон. Но при этом никакому таможенному досмотру иностранцы не подлежат.
Или еще одна картинка с натуры. К границе в районе Рубцовска приближается поезд, допустим, из Бишкека. Перед пограничной станцией он притормаживает. Машинист знает, что делает. Из вагонов во время внепланового замедления летят сумки. Их выбрасывают проводники и пассажиры. Вдоль дороги при этом идет машина с грузчиками, которые и собирают весь этот скарб, а точнее, контрабанду. Буквально на днях в выброшенной сумке обнаружено и изъято более 20 килограммов гашиша. Проследим за бишкекским поездом дальше. Он остановился на станции Рубцовска для таможенного досмотра. В расписании на эту процедуру почему-то отведено всего 40 минут.
- Что можно сделать за это время, если поезд переполнен? - возмущаются и таможенники, и сотрудники наркоконтроля. - Даже собака не может пробраться сквозь густую толпу. Еще хуже с товарными поездами. Те задерживаются совсем ненадолго.
Конечно же, многие проблемы снимет укрепление границы с Казахстаном. Но это - вопрос неблизкого будущего. Что делать сегодня? Работники наркоконтроля уверены, что сильно сократить поток зелья можно, если правильно и грамотно работать с информацией. Во-первых, наладить четкий и быстрый обмен ею с силовыми структурами государств Центральной Азии. По мнению начальника Управления ФСКН по Алтайскому краю генерал-майора Сергея Лаврова, этот процесс идет, но уж очень медленно. Сдерживает его, вероятно, то, что некоторые из этих стран не имеют пока служб, подобных российскому наркоконтролю.
Между тем Рубцовск продолжает задыхаться от наркоты.