"РОГА И КОПЫТА" С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Как установил суд, за два года на счета фиктивных фирм, зарегистрированных в Саратове и Москве, "ушло" свыше 12 миллионов рублей.

О растрате стало известно в ходе служебной проверки, проведенной еще в 2002 году владельцем предприятия - компанией "Сиданко". После этого руководство "Сиданко" обратилось в правоохранительные органы. В результате расследования ГУВД Саратовской области на скамье подсудимых оказались заместитель генерального директора по финансам ОАО "Саратовнефтегаз" Вера Тонких, а также Михаил Соломатин и Лариса Сукрышева - директор и главбух компании "Нефть Заволжья". Именно через эту фирму проходили пропавшие миллионы.
Компания "Нефть Заволжья" оказалась странной организацией - своего рода конторой "Рога и копыта". У этой фирмы не было лицензии на добычу полезных ископаемых, и в ней работали всего два человека: директор и бухгалтер. Однако именно этому предприятию руководство "Саратовнефтегаза" передало в качестве уставного капитала 81 нефтяную скважину. Поскольку "Нефть Заволжья" сама не могла организовать добычу нефти, она вернула скважины обратно "Саратовнефтегазу", но уже... в аренду и за солидную плату. Как посчитал суд, значительная часть средств, которые поступали в "Нефть Заволжья" в качестве арендной платы, и была разворована.
Эти деньги тратились якобы на приобретение оборудования для нефтяных скважин. Однако договоры с фирмами-поставщиками, накладные и производственные отчеты, как установила экспертиза, были липовыми.
- В суде мы допросили работников "Саратовнефтегаза", и они подтвердили, что на скважинах, которые фигурируют в документах, новое оборудование не устанавливалось, - сообщил "Труду" гособвинитель Роман Алексеев.
Бухгалтер "Нефти Заволжья" Л. Сукрышева и ее предшественница на этом посту Л. Черникова рассказали в суде, что распоряжения о перечислении средств они получали от заместителя генерального директора "Саратовнефтегаза" В. Тонких. Она же передавала им банковские реквизиты фирм - получателей денег. Впоследствии выяснилось, что все эти организации были зарегистрированы по украденным или утерянным паспортам и на самом деле не существовали.
Суд признал всех троих подсудимых виновными в хищении путем растраты и приговорил к лишению свободы на сроки от 2 до 3 лет. Выяснить, кто именно получил похищенные миллионы, следствию не удалось, и в приговоре говорится, что деньги "обналичивали неизвестные лица".
За последние годы это уже четвертое уголовное дело по известной саратовской нефтяной компании, в котором фигурируют ее руководители. Ранее две судимости за незаконное предпринимательство и приватизацию служебной квартиры в Москве получил бывший гендиректор Алексей Косяк, по делу о растрате он проходил в качестве свидетеля. А сменивший его на этом посту Станислав Тюрев обвиняется в злоупотреблении полномочиями и нарушении правил эксплуатации недр. "Труд" (26. 11. 2004) уже рассказывал об этом деле. Как считает следствие, по распоряжению Тюрева завышались нормативы добычи "черного золота" и в результате одному из крупных нефтяных месторождений Поволжья был нанесен ущерб. Сам же директор за перевыполнение плана по добыче нефти получил премию в несколько миллионов рублей. Сейчас судом назначена повторная геологическая экспертиза. Федеральное агентство по недропользованию должно решить, действительно ли месторождение пострадало от сверхлимитной добычи. Ранее такое заключение выдал один из научно-исследовательских институтов.