"В ПАРИЖ НЕ ПОЕДУ!"

По воскресеньям, когда местные автомобилисты отдыхают, особенно заметно, чьи машины движутся по крупнейшей автотранспортной магистрали Москва - Киев. Товар для российской столицы везут сотни "сканий", "рено" и "вольво" с украинскими и молдавскими номерами. Между прочим, десять лет назад в Украине вообще не было предприятий международного автотранспорта.

Сейчас объем грузовых автоперевозок между Россией и зарубежными странами приближается к 150 миллиардам долларов. Но, по утверждению президента Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Юрия Сухина, на долю отечественного транспорта приходится лишь треть рынка. Эксперты считают, что наши перевозчики могли бы как минимум удвоить долю и приносить в бюджет около 100 миллионов долларов (белорусы сейчас дают своей казне более 130 миллионов). Но, увы, вряд ли это случится.
Все болячки видны на примере брянских предприятий. Здесь один из крупнейших в стране парков большегрузных автопоездов. Не случайно недавний Всероссийский конкурс международных перевозчиков выиграла брянская фирма "Новая линия". Но именно ее машины 10 февраля двинулись колонной по городу во время акции протеста автомобилистов. На тягачах красовались плакаты с требованием найти управу на нефтяных магнатов. По словам директора фирмы Юрия Баранова, у зарубежных коллег в структуре затрат стоимость горючего составляет 20 - 25 процентов, а наши тратят на это половину своей выручки. Рубим сук, на котором сидим. Если за кордоном стараются поддерживать своих перевозчиков, то у нас как будто специально стараются задушить эту отрасль.
- Нас бьет под дых не только дорогое топливо, - рассказывает владелец нескольких автопоездов Юрий Калашников. - На внутренних рейсах просто замучили поборы на дорогах, причем с участием государственных структур. За улучшением состояния дорог и организации перевозок чиновники следят сквозь пальцы, а вот содрать с водителя деньги - запросто. На каждой сотне километров, на каждой перевалочной базе уйма проверяющих и контролеров со своими инструкциями. Что касается международных рейсов, то тут свои заморочки. В дорогу надо брать десятка два страховок, санитарных паспортов, сертификатов и так далее. Если вдруг таможенник забудет поставить на бумаге хоть одну печать - будете возвращаться за три тысячи километров. Я подсчитал: поборы на внутренних рейсах отнимают у меня 10 процентов доходов, а на международных - еще больше.
Не случайно многие перевозчики либо избавляются от машин, либо ставят на прикол. Накануне акции протеста ЦК общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и АСМАП направили обращение президенту страны. В нем сказано, что российский транспорт - на грани остановки. Задолженность по заработной плате в отрасли уже превысила 600 миллионов рублей. К сожалению, в обращении ничего не говорится ни о поборах на дорогах, ни о засилье бюрократии.
Впрочем, авторам письма пора быть не только обличителями, но и ответчиками. АСМАП создавался для защиты интересов российских перевозчиков. Многие водители жалуются, что за границей к ним относятся как к людям второго сорта, особенно в Польше и Украине. Разве об этом не знают в АСМАПе? Если кто-то пытается обидеть французов или голландцев, то их ассоциации немедленно организуют протесты - вплоть до блокады дорог. А наши дальнобойщики много лет терпят изматывающие очереди на белорусско-польской границе, и АСМАП этого будто не замечает. Заставит ли угроза развала отрасли взяться за решение этих проблем или дело сведется к спору о цене солярки?