Главная Экономика 19:01 16 Января 2016 4548
Летать надо на своих!

За тотальный отказ авиакомпаний от российских самолетов теперь расплачиваются пассажиры и госбюджет

Анатолий Журин

Международная ассоциация воздушного транспорта сообщила, что на этой неделе авиабилеты на зарубежные рейсы снова подорожали на 6-7%. Цены на полеты внутри России пока держатся. Но двумя днями раньше гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на встрече с президентом РФ проинформировал, что крупнейший авиаперевозчик будет вынужден через два месяца пересмотреть даже так называемые социальные плоские тарифы в сторону повышения. Если сейчас из Москвы в Калининград и обратно можно слетать за 5 тысяч рублей, с марта, когда начнет действовать летний тариф, билет будет стоить больше 8 тысяч. И это на фоне падающих цен на нефть, а следовательно, и на топливо. Так что же происходит с авиабилетами, которые дорожают с опережением инфляции?

С полетами за кордон вроде бы понятно. Платить за обслуживание в аэропортах и заправляться за рубежами нашей Родины приходится валютой, а топливо в цене билета составляет 40% затрат. Так что хочешь загорать на пляже Пхукета или кататься на склонах альпийских гор — придется дополнительно раскошелиться.

Но беда в том, что слабеющая национальная валюта оборачивается и неминуемым подорожанием на внутренних рейсах. Ведь пассажиры расплачиваются за билет рублями, а практически все затраты, которые несет авиаперевозчик, прямо или опосредованно привязаны к доллару и евро. Скажем, аэропортовские сборы зависят от затрат на закупку и поддержание в рабочем состоянии оборудования, а оно в основном импортного производства.

Но самые серьезные затраты авиакомпании несут за эксплуатацию зарубежных лайнеров. Крупнейшая из них, «Аэрофлот», на который приходится половина отечественного рынка авиаперевозок, еще осенью сообщала, что с начала прошлого года расходы по лизингу воздушных судов выросли на 88,6% — до 31,34 млрд рублей. Средние и мелкие компании потеряли, конечно, меньше, но в целом картина зеркальная, потому что иностранные лайнеры повсеместно составляют основу авиапарка. Не корысти ради, а дабы просто избежать печальной судьбы «Трансаэро», перевозчики вынуждены экономить на всем и повышать цены на билеты.

Есть, правда, еще один всем известный источник — госбюджет. Тем более что власти идут навстречу, поскольку авиасообщение в огромной стране не роскошь, а средство передвижения, зачастую единственное, для миллионов. С учетом этой экономической и социальной роли два года назад компании получили серьезную поддержку в рамках программы развития региональных авиаперевозок. А в канун новогодних праздников родилась еще одна инициатива. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, учитывая сокращение международных рейсов, обратилась в Минтранс с предложением ввести нулевую ставку НДС на внутрироссийских авиаперевозках, увеличить в 1,5 раза размер возмещаемого акциза на авиатопливо, а также ввести механизм компенсации ставок по кредитам, привлеченным авиакомпаниями в российских банках. Как говорят, в правительстве идею встретили с пониманием, положительное решение может быть принято, несмотря на проблемы с бюджетом.

Допустим, помощь будет оказана, она позволит компаниям поддержать платежный баланс. Но рубль продолжает падать, пробивая новые бреши в бюджетах перевозчиков. А поскольку экономические санкции закрыли доступ к дешевым валютным кредитам, авиакомпаниям придется менять на валюту дешевеющие рубли — и, значит, опять повышать цены. Замкнутый круг! Однако наш эксперт, заместитель генерального директора летно-испытательного центра Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА) Рубен ЕСАЯН уверен, что выход из него есть.

«Сегодня всем понятно, что наши авиакомпании не попали бы в этот финансовый капкан, если бы не закупали только иностранные самолеты, — уверен Рубен Татевосович. — И если бы правительство всерьез думало о собственных крыльях. Ведь советский авиапром оставил нам в наследство самолеты, многие из которых успели получить сертификаты летной годности и даже успешно эксплуатируются. Четыре года назад мне в качестве испытателя регионального Ил-114 довелось побывать в Узбекистане. Там восемь этих самолетов уже много лет эксплуатируются. Я попросил собрать представителей экипажей, чтобы услышать отзывы.

Вы не поверите — ни одного дурного слова об этих судах не было сказано! Наоборот, говорили, что забот не знают с тех пор, как только поставили на линию этот самолет вместо списанных Як-40 и Ан-24. Самолет удобен для пилотов и пассажиров, неприхотливый и экономичный».

Рубен Есаян рассказал, что участвовал в испытании эксплуатирующихся во многих российских компаниях франко-итальянских ATR-72. Так вот, по его мнению, Ил-114 не только им ни в чем не уступает, но и кое в чем превосходит. Иностранные самолеты рассчитаны на европейские аэродромы, а наши машины по определению предполагалось эксплуатировать в условиях сурового климата и с учетом уникальной способности садиться на грунт. Ну и, конечно, запчасти, обслуживание — все за местные деньги, а не за дорогую валюту...

Наверное, узбекские перевозчики тоже могли купить региональный самолет в Канаде, Бразилии или Италии, но предпочли проверенный советский Ил-114. Просто потому, что вынуждены были и тогда, когда жареный петух не клюнул экономику в известное место, считать деньги. Наш самолет выигрывает у того же ATR-72 по основным экономическим показателям: расходу топлива, продолжительности полета с полными баками, удельной стоимости перевозки пассажира в расчете на километр полета. Ил-114 даже дешевле — если, конечно, покупать новую машину, а не брать в лизинг подержанную. Но наши компании предпочитали арендовать. После обвала рубля выяснилось, что экономия эта была мнимой.

Остается только напомнить, как летом 2014 года на совещании в Самаре президент Владимир Путин предложил наладить производство Ил-114 в России, чтобы его заказывали наши авиаперевозчики. Минтранс и Росавиация взяли под козырек, но все, как всегда, утонуло в согласованиях. Сначала в качестве основной площадки определили авиазавод в Самаре, потом переиграли на Нижний Новгород. Время идет, но нет ни сборочного производства, ни заказов на перспективный российский самолет. Просто бойкот какой-то! А ведь сегодня уже всем очевидно, что санкции и ослабление рубля — это всерьез и надолго. И компаниям строить далеко идущие планы стоит с расчетом на закупку самолетов прежде всего отечественного производства.

Тут надо уточнить, что такие заказы уже есть, но пока по другому самолету. На уже упомянутой встрече с президентом Виталий Савельев доложил, что «Аэрофлот» в декабре получил четыре машины «Сухой Суперджет». Теперь их у крупнейшей российской авиакомпании 26, а с учетом готовящихся соглашений скоро будет больше 40. Но проблема в том, что этот самолет может считаться российским лишь условно. По оценкам разных экспертов, 60-80% в стоимости «Суперджета» занимают комплектующие иностранного производства. То есть покупаются за валюту. Со всеми вытекающими последствиями, о которых мы уже знаем.

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 5803
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Правительство отказалось ввести регулирование розничных цен на социально значимые товары

Алекс Зверев
Труд
Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Правительство РФ не поддержало законопроект думской фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) о регулировании розничных цен на социально значимые товары. В советское время торговля...

Закрываются дилерские центры, торговавшие китайскими автомашинами

Максим Башкеев
Труд
Проблема вовсе не в качестве автомашин китайской сборки. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В первом квартале текущего года на 30% просели продажи «большой четверки»: Haval, Chery, Geely и Changan. Неужто наши автомобилисты решили пересесть на модели отечественного производства? Проблема вовсе не в качестве...

28 апреля впервые в истории Европы произошел блэкаут одновременно в нескольких странах ЕС, сильно завязанных на «зеленую» энергетику

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Испанцы отличаются природным фатализмом, но даже некоторых из них охватила паника. Фото: Jan-Uwe Ronneburger/dpa, globallookpress.com

В первые майские дни без света сидели многие жители Подмосковья — погодные катаклизмы обесточили ряд районов, дачники срочно запасались свечами. Энергетики подлатали сети, свет включился, но осадок остался. А тем временем...

В России резко подорожал картофель: за год почти втрое! И все те же вопросы: кто виноват и что делать?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
За год цена на картошку в магазинах подскочила без малого втрое. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Как следует из отчета Росстата, цена на картофель за год поднялась в рознице не на проценты, а на порядок — в 2,8 раза. Только с января цены подскочили на 85%. Оптовая же...

По его словам, этими случаями займется Госдума

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы рассмотрят жалобы клиентов банков на односторонние изменения кредитными организациями условий оказания финансовых услуг. Об этом сообщил в своем Telegram-канале председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. «Обязательно...

В России побит рекорд по числу банкротов. Очевидно, что люди не «вывозят» кредиты

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Мы пожинаем идеологию общества потребления, когда иметь стало важнее, чем быть. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В прошлом году рекордное число наших граждан признали себя банкротами — 431,9 тысячи человек, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве. 2025-й, вероятно, будет еще богаче на банкротства. Очевидно,...

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано в июне 2024-го, в ходе визита Владимира Путина в КНДР

Фото: www.government.ru

Глава правительства РФ Михаил Мишустин запустил строительство автомобильного моста через реку Туманную в Приморском крае, который соединит Россию с Северной Кореей. Об этом в среду, 30 апреля сообщает Telegram-канал российского кабмина. Церемония...

Ежегодно в России из одного региона в другой переезжают около 4 млн человек, и цифра эта постоянно увеличивается

Максим Башкеев
Труд
Каждый второй россиянин хотя бы раз в жизни переезжал с вещами из города в город или из региона в регион. Иллюстрация Александры Кодак

Кто-то снимается с насиженных мест ради работы, кто-то в силу семейных обстоятельств, кто-то из-за учебы. Немало переселенцев меняют постоянное место жительства из-за климата, причем едут как с севера на юг, так и в обратном...

С иском против бывшего главы «Роснано» в суд обратилось конкурсное руководство компании «Лира»

Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Арбитражный суд Москвы отказался привлечь бывшего главу государственной корпорации «Роснано» Анатолия Чубайса к ответственности по миллиардным долгам компании «Лира». Об этом сообщает РИА Новости. «Заявитель не...

По данным агентства, соглашение, в частности, предусматривает создание условий для увеличения инвестиций в украинскую горнодобывающую промышленность и энергетику

Фото: Александр Рекун, globallookpress.com

Украина готова подписать с США соглашение о природных ресурсах в среду, 30 апреля. Об этом сообщило информационно-аналитическое агентство Блумберг со ссылкой на источники. По их данным, в рамках соглашения две страны будут стремиться создать...

Государство хочет заставить собственников сдаваемых квартир собирать письменные согласия с соседей. А как насчет частных домов?

Максим Башкеев
Труд
Настоящая цель этой затеи - вывод данного бизнеса из тени. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В арендном бизнесе грядет очередное закручивание гаек. На этот раз государство хочет заставить собственников сдаваемых квартир собирать письменные согласия с соседей. Необходимость этого объясняется заботой о комфорте жильцов...