Главная Экономика 19:01 16 Января 2016 4493
Летать надо на своих!

За тотальный отказ авиакомпаний от российских самолетов теперь расплачиваются пассажиры и госбюджет

Анатолий Журин

Международная ассоциация воздушного транспорта сообщила, что на этой неделе авиабилеты на зарубежные рейсы снова подорожали на 6-7%. Цены на полеты внутри России пока держатся. Но двумя днями раньше гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на встрече с президентом РФ проинформировал, что крупнейший авиаперевозчик будет вынужден через два месяца пересмотреть даже так называемые социальные плоские тарифы в сторону повышения. Если сейчас из Москвы в Калининград и обратно можно слетать за 5 тысяч рублей, с марта, когда начнет действовать летний тариф, билет будет стоить больше 8 тысяч. И это на фоне падающих цен на нефть, а следовательно, и на топливо. Так что же происходит с авиабилетами, которые дорожают с опережением инфляции?

С полетами за кордон вроде бы понятно. Платить за обслуживание в аэропортах и заправляться за рубежами нашей Родины приходится валютой, а топливо в цене билета составляет 40% затрат. Так что хочешь загорать на пляже Пхукета или кататься на склонах альпийских гор — придется дополнительно раскошелиться.

Но беда в том, что слабеющая национальная валюта оборачивается и неминуемым подорожанием на внутренних рейсах. Ведь пассажиры расплачиваются за билет рублями, а практически все затраты, которые несет авиаперевозчик, прямо или опосредованно привязаны к доллару и евро. Скажем, аэропортовские сборы зависят от затрат на закупку и поддержание в рабочем состоянии оборудования, а оно в основном импортного производства.

Но самые серьезные затраты авиакомпании несут за эксплуатацию зарубежных лайнеров. Крупнейшая из них, «Аэрофлот», на который приходится половина отечественного рынка авиаперевозок, еще осенью сообщала, что с начала прошлого года расходы по лизингу воздушных судов выросли на 88,6% — до 31,34 млрд рублей. Средние и мелкие компании потеряли, конечно, меньше, но в целом картина зеркальная, потому что иностранные лайнеры повсеместно составляют основу авиапарка. Не корысти ради, а дабы просто избежать печальной судьбы «Трансаэро», перевозчики вынуждены экономить на всем и повышать цены на билеты.

Есть, правда, еще один всем известный источник — госбюджет. Тем более что власти идут навстречу, поскольку авиасообщение в огромной стране не роскошь, а средство передвижения, зачастую единственное, для миллионов. С учетом этой экономической и социальной роли два года назад компании получили серьезную поддержку в рамках программы развития региональных авиаперевозок. А в канун новогодних праздников родилась еще одна инициатива. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, учитывая сокращение международных рейсов, обратилась в Минтранс с предложением ввести нулевую ставку НДС на внутрироссийских авиаперевозках, увеличить в 1,5 раза размер возмещаемого акциза на авиатопливо, а также ввести механизм компенсации ставок по кредитам, привлеченным авиакомпаниями в российских банках. Как говорят, в правительстве идею встретили с пониманием, положительное решение может быть принято, несмотря на проблемы с бюджетом.

Допустим, помощь будет оказана, она позволит компаниям поддержать платежный баланс. Но рубль продолжает падать, пробивая новые бреши в бюджетах перевозчиков. А поскольку экономические санкции закрыли доступ к дешевым валютным кредитам, авиакомпаниям придется менять на валюту дешевеющие рубли — и, значит, опять повышать цены. Замкнутый круг! Однако наш эксперт, заместитель генерального директора летно-испытательного центра Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА) Рубен ЕСАЯН уверен, что выход из него есть.

«Сегодня всем понятно, что наши авиакомпании не попали бы в этот финансовый капкан, если бы не закупали только иностранные самолеты, — уверен Рубен Татевосович. — И если бы правительство всерьез думало о собственных крыльях. Ведь советский авиапром оставил нам в наследство самолеты, многие из которых успели получить сертификаты летной годности и даже успешно эксплуатируются. Четыре года назад мне в качестве испытателя регионального Ил-114 довелось побывать в Узбекистане. Там восемь этих самолетов уже много лет эксплуатируются. Я попросил собрать представителей экипажей, чтобы услышать отзывы.

Вы не поверите — ни одного дурного слова об этих судах не было сказано! Наоборот, говорили, что забот не знают с тех пор, как только поставили на линию этот самолет вместо списанных Як-40 и Ан-24. Самолет удобен для пилотов и пассажиров, неприхотливый и экономичный».

Рубен Есаян рассказал, что участвовал в испытании эксплуатирующихся во многих российских компаниях франко-итальянских ATR-72. Так вот, по его мнению, Ил-114 не только им ни в чем не уступает, но и кое в чем превосходит. Иностранные самолеты рассчитаны на европейские аэродромы, а наши машины по определению предполагалось эксплуатировать в условиях сурового климата и с учетом уникальной способности садиться на грунт. Ну и, конечно, запчасти, обслуживание — все за местные деньги, а не за дорогую валюту...

Наверное, узбекские перевозчики тоже могли купить региональный самолет в Канаде, Бразилии или Италии, но предпочли проверенный советский Ил-114. Просто потому, что вынуждены были и тогда, когда жареный петух не клюнул экономику в известное место, считать деньги. Наш самолет выигрывает у того же ATR-72 по основным экономическим показателям: расходу топлива, продолжительности полета с полными баками, удельной стоимости перевозки пассажира в расчете на километр полета. Ил-114 даже дешевле — если, конечно, покупать новую машину, а не брать в лизинг подержанную. Но наши компании предпочитали арендовать. После обвала рубля выяснилось, что экономия эта была мнимой.

Остается только напомнить, как летом 2014 года на совещании в Самаре президент Владимир Путин предложил наладить производство Ил-114 в России, чтобы его заказывали наши авиаперевозчики. Минтранс и Росавиация взяли под козырек, но все, как всегда, утонуло в согласованиях. Сначала в качестве основной площадки определили авиазавод в Самаре, потом переиграли на Нижний Новгород. Время идет, но нет ни сборочного производства, ни заказов на перспективный российский самолет. Просто бойкот какой-то! А ведь сегодня уже всем очевидно, что санкции и ослабление рубля — это всерьез и надолго. И компаниям строить далеко идущие планы стоит с расчетом на закупку самолетов прежде всего отечественного производства.

Тут надо уточнить, что такие заказы уже есть, но пока по другому самолету. На уже упомянутой встрече с президентом Виталий Савельев доложил, что «Аэрофлот» в декабре получил четыре машины «Сухой Суперджет». Теперь их у крупнейшей российской авиакомпании 26, а с учетом готовящихся соглашений скоро будет больше 40. Но проблема в том, что этот самолет может считаться российским лишь условно. По оценкам разных экспертов, 60-80% в стоимости «Суперджета» занимают комплектующие иностранного производства. То есть покупаются за валюту. Со всеми вытекающими последствиями, о которых мы уже знаем.

Экономика 00:01 / 25 Октября 2024 11050
Идут белые снеги

Наступающая зима станет очередным испытанием для коммунальных служб и граждан - в этом нет сомнений

Александр Киденис
Труд
Многие будущие виновники ЧП уже готовы к оправданиям: мол, нечем ремонтировать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещает нам аномальную зиму 2024-2025 годов с резкими перепадами температуры и рекордными осадками — самую снежную за 300 лет. Слушаешь такие прогнозы и заранее...

Бюджетные деньги были переведены учрежденной «Роснано» компании «Пластик Лоджик», не имевшей технологий и кадров для создания подобных устройств 

Экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Бывшие руководители государственной корпорации «Роснано» похитили более 13 миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для производства устройств на основе так называемой гибкой электроники. Последние получили в народе...

Почему на фоне роста благосостояния гражданам все больше нравится секонд-хенд

Александр Киденис
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Продажи подержанных автомашин в России бьют рекорды: более 560 тысяч штук только за август. Ажиотажный спрос, до 30% и выше, зафиксирован на бывшую в употреблении технику и электронику, а также на компьютеры...

Странные вещи происходят на российском продовольственном рынке

Александр Киденис
Труд
В подорожании масла в «Союзмолоке» обвинили россиян, которые съели аномально много... мороженого. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Екатеринбурге случилось небывалое: гангстеры обокрали не ювелирный или винно-водочный магазин, а молочный: похитили... сливочное масло. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что операция была не спонтанной, а продуманной....

«Друзья России - армия, флот и крепкие финансы», - заявил глава Минфина Антон Силуанов

Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы — Если анализировать заявления прежних лет: Вот отдадим [электроэнергетику] частникам — и они будут наращивать мощности. Что нарастили-то? В атомной энергетике...

Соответствующий указ с целью достижения установленных показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» подписал Махмуд-Али Калиматов

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Еще одной задачей совета станет создание благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности. В его состав включены председатель регионального правительства Владимир Сластенин,  вице-премьеры, представители регминистерств, экономических...

Единственный производитель алюминиевой тары – компания «Урбан Крафт» – объявила о переходе с полулитровых банок на 0,45 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Пиво в банках объемом 0,5 литра больше не будет доступно в России, равно как и любые другие напитки. Об этом в четверг, 31 октября сообщает Telegram-канал Mash. По данным обозревателей, единственный в стране производитель алюминиевой упаковки...

Мероприятие пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоится ярмарка «Дошо Гуйре». Она пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Глава республики Махмуд-Али Калиматов отметил, что событие должно привлечь множество...

Власти региона активно работают над повышением доходной базы бюджета, и в 2024 году это принесло свои плоды 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Руководство Ингушетии прилагает все усилия, чтобы достичь стабильного социально-экономического развития региона, и сумело добиться сокращения просроченной задолженности перед федеральным центром. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул,...

Экономика 00:09 / 15 Ноября 2024 5315
Игра в бутылочку

Государственная дума и Совет Федерации ударили по злостным виновникам падения рождаемости с двух сторон

Марина Крючкова, Максим Башкеев
Труд
За первое полугодие в России родились 599,6 тысячи детей — абсолютный минимум за нашу новейшую историю. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На минувшей неделе, кто не заметил, у нас отличились сразу обе палаты парламента. Госдума мигом, во втором и третьем чтениях, приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. А Совет Федерации, зайдя на цель...

Экономика 00:02 / 11 Октября 2024 5247
Свечку не держали

Министер сельского хозяйства Оксана Лут призвала молиться богу о дожде

Алекс Зверев
Труд
Министер сельского хозяйства Оксана Лут. Фото: Sergey Elagin, globallookpress.com

Что творится у нас на продовольственном рынке, одному Богу известно. Или, возможно, покровителю урожая Илье-пророку. В начале октября Михаил Мишустин заявлял о рекордных урожаях. «Мы ждем еще результатов этого...

Президент России намерен предложить коллегам создать новую глобальную финансово-платежную систему

Фото: Михаил Метцель/пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин представит на саммите БРИКС в Казани план по разрушению долларовой системы. Об этом сообщило издание The Economist. Как сказано в статье, Путин намерен предложить лидерам стран – членов объединения создать...

С января его аэропорт начнет принимать гражданские самолеты третьего класса, то есть вместимостью от 20 до 50 пассажиров

Анатолий Журин
Труд
Когда-то пилоты назвали аэропорт в этом городе Шереметьево-3. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В прошлом номере в статье «Полеты во сне. А наяву?» мы рассказывали о проблемах малой авиации в стране: отрасль в кризисе, местные аэродромы закрываются, а замену трудяге-кукурузнику пока...

В ходе своего выступления на форуме глава РФ отметил, что доллар сегодня используется как оружие, что является «большой ошибкой тех, кто это делает» 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин на саммите БРИКС в Казани после завершения заседания организации в расширенном составе ознакомился с символической «купюрой БРИКС». Об этом в среду, 23 октября сообщает «РИА Новости». Журналисты...

Последние три года республика стабильно демонстрирует положительную динамику с точки зрения индекса промышленного производства. Махмуд-Али Калиматов пояснил, как этого удалось добиться 

Фото предоставлено пресс-службой главы и праительства Республики Ингушетия

По данным Росстата, Ингушетия входит в число регионов, которым удается сохранять темп по росту промышленности выше 10%. И по итогам первых десяти месяцев текущего года этот показатель в республике составил 113% по отношению к аналогичному периоду...

В России предложили строить авиадеревни. А пока аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли

Анатолий Журин
Труд
Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

В бескрайней России только малая авиация способна обеспечить транспортную доступность для жителей провинции. Вопрос в том, как это сделать, если отрасль в кризисе, аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?