Так однажды сострил Николай Гриценко, старший коллега Ланового по сцене Вахтанговского театра
Он действительно король сцены и кино, который может сыграть кого угодно: сказочного принца и железного наркома, комдива и белогвардейского поручика, великого драматурга и следователя с Петровки... Накануне своего 80-летия Василий Семенович Лановой поговорил с корреспондентом «Труда», с ходу поставив условие: «Только давайте договоримся: вы ни разу не произнесете слов «секс-символ» и не будете спрашивать о трех вещах: о женщинах, любимых ролях и о ролях, которые мне хотелось бы сыграть». Я пообещала.
За долгую жизнь, отданную чужим словам, вы в силе слова не разочаровались?
— Наоборот, верю в нее еще сильнее в наше падкое на развенчание подлинных ценностей время. Культура перестала быть опорой нации, классическая литература низвергнута до пошлых сериалов, великая поэзия тщательно вытравливается из памяти новых поколений. Они готовы недрогнувшей рукой выкинуть из школьных программ Пушкина, Есенина, Лермонтова, даже не подозревая о том, что не они первые пытаются сбросить вечное с корабля современности. История повторяется и, к сожалению, никого ничему не учит.
— Ну, классики сейчас порой в избытке. По пять «Чаек» могут в один театральный сезон летать...
— В том-то и беда. Мы мечтали сохранить первоисточники незамутненными — чтобы был слышен голос автора. А современной режиссуре автор не нужен. Он только мешает. Каждый новоиспеченный властитель дум готов вывернуть первоисточник наизнанку, лишь бы как можно громче возвестить миру о своем существовании. Классик перед таким бессилен, он, в отличие от здравствующих коллег, новатора в суд за такие фокусы не потянет.
— Вы долго отказывались от приглашений в кино. А на роль Ришелье в новой версии «Трех мушкетеров» согласились.
— Отказывался. А в чем теперь сниматься? В полицейских дешевках, в постельно-бельевых принадлежностях? Извините, мы прожили приличную жизнь и в театре, и в кино. Так что проживем, обойдемся. А Ришелье: Мне он был интересен как личность, вот и согласился. Но вышло не совсем то, что предполагалось изначально.
— Наступивший 2014 год объявлен Годом культуры. Есть еще, что спасать?
— Спасать всегда есть что. Толстой, Чехов, Достоевский: А Пушкин на сегодняшний день — как раз та самая национальная идея, которую с завидным энтузиазмом ищут уже столько лет и не могут найти, хотя она у нас перед глазами. Александр Сергеевич сплавил все наши достоинства и недостатки: тягу к добру, красоте и неистовство разрушения. В нем — разгадка русской души. И противоядие от всякой мерзости.
Валентина Титова, актриса, партнер Ланового по фильму Владимира Басова «Дни Турбиных»:
— Стройный, точеный, с изумительными глазами-маслинами, которые просто приковывали к себе. Я, когда его впервые увидела, просто обалдела. Боялась смотреть ему в лицо. Не каждый красивый человек проносит через всю жизнь достоинство: если душа скрючивается, она перестает соответствовать внешней красоте. Вот у Василия Семеновича это равновесие есть.
На «Днях Турбиных» Басов собрал потрясающий актерский ансамбль, он всех очень любил. Но одно дело — понравиться режиссеру, и совсем другое — тогдашним киноначальникам. А у них были претензии к выбору Басова: как это «Павка Корчагин» будет белого офицера играть?! Как он Ланового отстоял — уму непостижимо. Работать с Василием Семеновичем было удивительно легко, он профессионал высочайшего класса и очень требователен к себе. Каждую сцену снимали тремя камерами одновременно, и физически это обычно очень тяжело. Актер ведь хитрый, знает, где можно чуть сэкономить силы. Но при таком обстреле не сэкономишь, и Василий Семенович был для нас просто кладезем энергии. Казалось, он вообще не уставал...
Сейчас порой тошнит от бескультурья, от дефицита чести и достоинства — что на экране, что в жизни. И не говорите мне, что это было только уделом дворянства. Посмотрите на старые фотографии, где у солдат те же выправка и достоинство, что у полковых командиров. И сравните с тем, как выглядят наши военные или полицейские: это же бабы рязанские!
«Дни Турбиных» — о настоящих мужчинах, которые и на плацу, и в уюте дома с кремовыми шторами остаются таковыми. К чести Василия Семеновича, все его герои такие. Не зря «Офицеры» — еще один легендарный фильм с его участием — смотрит с уважением и интересом молодой зритель. Его не проведешь, подлинное он умеет отличить от подделки.