На Australia Open рекордные призовые - 30 млн австралийских долларов – а у футбольных грандов миллиардные долги
В эти дни в Мельбурне проходит Открытый чемпионат Австралии по теннису. Событие ежегодное, но нынешний розыгрыш войдет в историю рекордной суммой призовых — 30 млн австралийских долларов. В эпоху мирового финансового кризиса теннис продолжает набирать популярность и привлекать внимание спонсоров и инвесторов. Но так обстоит дело далеко не во всех видах спорта. Крепче всех вынуждена затянуть поясок игра миллионов — футбол.
Можете не сомневаться: пройдет год, и газеты вновь будут пестреть заголовками о самом крупном размере призового фонда Australian Open. Ведь этот фонд повышается на
Организаторы турниров попроще не отстают от старших братьев: каждый мало-мальски теннисный город стремится вклиниться в календарь. Даже Кубок Кремля, в середине нулевых начавший было приходить в запустение, вдруг обрел второе дыхание и попытался заманить Новака Джоковича и Рафаэля Надаля семизначными суммами гонораров. Игрокам просто некогда отдыхать: едва наступает межсезонье, как начинается череда выставочных матчей, престиж и масштаб которых неуклонно растут — чего стоит хотя бы декабрьское турне Роджера Федерера и Жо-Вильфрида Цонги по странам Южной Америки.
Идет в гору и хоккейная отрасль, что можно проиллюстрировать на примере развития отечественной лиги — КХЛ. С момента создания в 2008 году ее коммерческие успехи тревожат заокеанского хоккейного монополиста — НХЛ. Судите сами: начав с пяти стран, теперь КХЛ продает права на телетрансляции в 26 странах, а количество абонентов платного канала «КХЛ ТВ» растет быстрее запланированного, достигнув в прошлом сезоне отметки 8 млн человек вместо 6. В то время как клубы обзаводятся богатыми покровителями и обновляют инфраструктуру (с 2005 года 13 команд обзавелись новыми аренами, еще четыре реконструировали старые), сама лига в прошлом году впервые вышла на уровень чистой прибыли, подняв доходы на 20%. И тем не менее до НХЛ, чей сезонный доход превышает 3 млрд долларов, нам еще далеко. К слову, именно конфликт по поводу распределения возросших денежных потоков вызвал локаут, скомкавший текущий сезон в Северной Америке.
Между тем футбол, долгое время служивший для остальных видов спорта образцом финансового благополучия, все чаще дает пробоины. Многие европейские клубы разучились жить по средствам, накопив долги на астрономические суммы: в Испании футбол «задолжал» 3,5 млрд евро, в Италии — 2,6 млрд. Это вынудило УЕФА ввести финансовый fair play — систему контроля за клубными расходами с наложением вето на участие клуба в международных турнирах в качестве наказания. Первой жертвой fair play может стать английский «Манчестер Сити», чей чистый долг за прошлый сезон составил 158,5 млн долларов. Но сейчас чиновников УЕФА беспокоит проблема серьезнее: проводить чемпионат Европы в одной стране, как принято с 1960 года, отныне не по карману. В конце декабря было принято историческое решение раскидать континентальный форум 2020 года по 13 европейским столицам с готовой инфраструктурой.
Нелегкие времена переживает и капиталоемкая «Формула-1». Все чаще финансовые неурядицы команд вынуждают их доверять свои болиды не наиболее мастеровитым пилотам, а таким, за которыми тянутся вереницы спонсорских контрактов. Процент молодых людей, получивших обидное прозвище рента-драйверы, в паддоке угрожающе повышается, что грозит нарушить спортивную суть соревнования.
Увы, их судьбу разделил и российский пилот Виталий Петров. Примечательно, что взносов Петрова едва хватает на то, чтобы расплатиться с командой, — сам же он зарплаты не получает. Как тут не вспомнить недавнее письмо нашей читательницы, москвички Ольги Афанасьевой: «Сыну Мише шесть лет, бредит гонками и теннисом. Однажды посмотрела с ним трансляцию «Формулы-1» и с удивлением узнала, что его любимый Петров не получает зарплату в своей команде. Нет уж, пускай берет в руки ракетку. Теннисисты знают себе цену...».