Взрывная «Электра»

Режиссер Тимофей Кулябин изучил на материале древнегреческой трагедии, как человек становится убийцей

На обновленной сцене Театра наций поставлена «Электра» Еврипида. Древнегреческая трагедия стала для режиссера Тимофея Кулябина поводом исследовать механизм превращения человека в убийцу.

В спектакле нет ни забытовленности, ни сленга (классический перевод Анненского лишь слегка отредактирован). Даже перемещение действия в здание аэропорта (символическую точку перехода из «здесь» в «там») и облачение героев в сегодняшние костюмы — не дань моде, а средство подчеркнуть неизменность человеческой сущности.

Проблема того, кто ответствен за происходящее — сонм множества злобных богов, как считали греки, или же человек, который создан Творцом, но им и наделен свободой воли, — это второй, главный сюжет спектакля. Вот почему в видеодекорациях присутствуют и Большой взрыв, давший, согласно современной физике, начало нашей Вселенной, и отец ядерной физики Нильс Бор с его мыслями о религии: Этим видеорядом постановщики словно спорят с Еврипидом: человек — не игрушка богов, но дитя Божье и должен сознавать то, что творит.

Электра и ее брат Орест (Юлия Пересильд и Олег Савцов) умертвили свою мать и ее любовника Эгисфа за убийство их отца Агамемнона. Но мертвы и души мстителей. В этом, не изменив букве, создатели спектакля пошли против духа Еврипида. У него герои продолжают спокойно жить дальше. Для людей XXI века, даже кровавых убийц, такое невозможно.