ПИВО ПО-САМУРАЙСКИ
15 января 2007 года порядок регистрации в Москве существенно упростился. Не надо больше выпрашивать разрешения у властей, а надо просто послать в ФМС заполненный бланк с указанием адреса своего места жительства в столице. В итоге, как сообщил в канун Нового года начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин, масштабы иногородней преступности в столице в 2007 году составили примерно 60% от общего числа всех известных преступлений. Сколько это будет в абсолютных цифрах, генерал не сообщил, однако НИИ МВД известно, что годом ранее иностранцы и лица без гражданства совершили в Москве 14226 преступлений.
Откуда у господина Пронина появились эти данные, неизвестно даже его подчиненным, поскольку статистика преступлений за прошлый год еще не подсчитана. "По нашим данным, на счету приезжих около 45% всех преступлений в городе", - признался "Труду" один из сотрудников аппарата ГУВД Москвы. Юрий Лужков в интервью нашей газете (см. "Труд" от 28 декабря) назвал ту же цифру.
- Это не оговорка, это сознательное нагнетание вокруг приезжих негативной атмосферы, - считает председатель фонда "Гражданское содействие" Светлана Ганушкина. - Нам, например, из того же ГУВД регулярно сообщают, что доля преступлений приезжих не превышает 15-18%. На одном из последних совещаний в ГУВД я даже предложила Пронину сказать об этом журналистам, но он категорически отказался.
Правозащитники считают, что такая позиция приведет лишь к новому всплеску ксенофобии.
- Как вообще можно оценивать состояние иногородней преступности в Москве, когда никто точно не знает, сколько здесь мигрантов?- эмоционально заявил "Труду" один из столичных прокуроров.
Федеральная миграционная служба зарегистрировала в прошлом году в Москве чуть более 1,7 миллиона приезжих и выдала около 700 тыс. разрешений на трудовую деятельность, однако по данным комитета по межрегиональным связям и национальной политики правительства Москвы, лишь треть мигрантов работает в городе легально. Некоторые эксперты считают, что приезжих в Москве от 2 до 5 млн. человек. По данным Департамента уголовного розыска МВД, тяжких преступлений они, как правило, не совершают и в основном попадаются за подделку миграционных документов, уличные кражи и грабежи, а также незаконный оборот наркотиков. Оперативники объясняют это тем, что на криминальный промысел в столицу приезжают неудачники, чей интеллект, по словам, пресс-секретаря МУРа Алексея Бахромеева, "не позволяет им заработать деньги ничем другим, кроме уличного грабежа". На преступления они идут либо после пьянки, либо после того как их кинет работодатель, и они остаются в Москве без денег и жилья. Вот характерный пример: недавно пьяный гастарбайтер с самурайским мечом заявился в продуктовый магазин на Краснодарской улице, перепугал продавщицу, схватил с витрины бутылку вина, два пива, пачку сигарет и убежал. Теперь его будут судить за вооруженный разбой.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Приезжих профессиональных преступников, по данным НИИ МВД, гораздо меньше "москвичей", зато они сильны своей организованностью.
- Выходцы с Северного Кавказа грабят дальнобойщиков, бизнесменов и владельцев дорогих иномарок, занимаются игорным бизнесом, контрабандой и торговлей оружием. Азиаты крышуют и обирают своих земляков, - рассказал "Труду" эксперт по этнической преступности Юрий Гузарь. - Среди уроженцев Грузии и Абхазии много воров-борсеточников, карманников и домушников. Они же знамениты и своим количеством криминальных авторитетов и воров в законе.
По тем же данным, азербайджанские гангстеры контролируют в Москве торговлю наркотиками и потребительский рынок, наркобизнесом активно занимаются таджики. Уроженцы Армении тяготеют к финансовой сфере и автобизнесу. Китайские и вьетнамские бандиты занимаются всем подряд, но исключительно внутри своей диаспоры. Такие ОПГ обычно не имеют постоянного состава. "Они работают вахтовым методом: месяц одна группа, затем - другая", - рассказали "Труду" в МУРе. Часто жертвами таких гангстеров становятся их разбогатевшие в Москве земляки, которые, опасаясь за жизнь оставшихся на родине родственников, выполняют все требования бандитов. Милиционеры сетуют, что бороться с этническими группировками сложно, поскольку к ним невозможно внедрить агентов.
МЫ САМИ СПРАВИМСЯ
Исполнительный директор Автономии азербайджанцев в России Мехрибан Садыгова: "Конечно, вместо работы с мигрантами проще всего свалить всю вину на них. Люди идут на преступления, поскольку оказываются без работы и без поддержки. Мы, например, давно уже предлагаем столичным властям передать нам часть контролирующих функций, потому как нам проще отследить судьбу наших земляков еще в Азербайджане, адаптировать их к жизни здесь, найти им работу, оказать юридическую помощь. А в ответ только слышим "мы сами справимся".
ОТ НАС МОСКВЕ ЛИШЬ ПОЛЬЗА
Председатель общественной организации "Народная лига Таджикистана" Каромат Шарипов: "Мои земляки приносят Москве лишь пользу. А если они и совершают преступления, то на это их толкают нечеловеческие условия жизни и полная незащищенность. Люди не умеют читать и писать, живут в норах и подвалах, где в борьбе за место и еду вспыхивают поножовщины. В рамках диаспоры нам под силу самим контролировать земляков. Я официально заявляю, что мы сами знаем, кто и чем занимается в Москве, в том числе и криминалом, но московскую милицию это мало интересует".
"ЭТУ СТРАШИЛКУ ПРИДУМАЛИ В ГУВД"
Один из бывших высокопоставленных прокуроров Москвы: "Я считаю, что рассказы об иногородней преступности - это страшилка, которую придумали в ГУВД Москвы. Удобно под этот повод раздувать штатную численность, выбивать дополнительные фонды и оправдывать свое бездействие. Если и говорить об иногородней преступности, то тогда нужно честно сказать, какие именно преступления совершают мигранты. Ведь убийство и использование поддельной регистрации - это, мягко говоря, разные вещи".