ДОРОГУ ОСИЛИТ ИМУЩИЙ

После введения новой системы сбора акцизов в ряде российских регионов начали дорожать бензин и солярка. Аналитики прогнозируют, что в 2003 году нас ожидает новый виток цен на горючее. Своими соображениями о том, какой будет ситуация на топливном рынке, мы попросили поделиться исполнительного директора Московской топливной ассоциации Григория СЕРГИЕНКО:

- Первые две недели нового года не показательны. Каждый участник рынка - от нефтяной компании до бензоколонки - только сейчас начинает решать организационные вопросы. А вместе с ними привыкают жить по новым правилам налоговые органы, региональные власти, которые не останутся в стороне от перемен. Последние заинтересованы в том, чтобы как можно больше АЗС получили так называемые "Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами". Автозаправки, которые будут иметь этот документ, станут участниками цепочки, на которую распространится новая система сбора акциза. Речь идет прежде всего о небольших частных АЗС, имеющих в собственности мощности по хранению и реализации бензина. Раньше, напомню, акциз платили производители горючего - НПЗ, теперь это будут делать и владельцы бензоколонок. Как заключительное звено рыночной цепочки они должны направлять свои документы об уплате акциза оптовику, а тот станет перекладывать эту сумму на свои затраты. Так по цепочке и пойдет удорожание.
Но не только новая система начисления налога подстегивает рост цен на горючее. Во-первых, сам акциз вырос на 45 процентов, что делает на 828 рублей дороже тонну высокооктановых сортов бензина - 92-го, 95-го, 98-го. Плюс ко всему, в некоторых регионах для АЗС отменяется единый налог на вмененный доход, а вместо него возвращаются налог с продаж, на имущество, НДС. Это увеличит фискальную нагрузку.
Правила игры нам продиктует и международная ситуация. Если Венесуэла не восстановит поставки своей нефти на мировой рынок, а США начнут бомбардировки Ирака, то мировые цены на "черное золото" подскочат еще выше. Наши крупнейшие компании, естественно, будут стараться продать как можно больше нефти на экспорт, сократив поступление нефтепродуктов на внутренний рынок. Любой дефицит автоматически приводит к росту цен.
Делать долгосрочный прогноз не берусь. Краткосрочный оптимистичный может выглядеть, на наш взгляд, так. Литр 92-го бензина, который стоил в 2002 году в среднем 9 рублей 80 копеек, в феврале вырастет в цене до 11 рублей.
Вот что сообщают с мест собкоры "Труда".
ДОГНАЛИ АМЕРИКУ
Кульминацией встречи Нового года для работников челябинских автозаправочных станций стала смена ценников. Бензин у нас подорожал до американского уровня. Говорю об этом с полным знанием дела, потому что в сентябре побывал в штате Аризона. Переведя американские галлоны и доллары в русские литры и рубли, я высчитал, что цены на горючее для легковых автомашин в этом штате составляют 12 рублей за литр. Так вот, теперь ровно столько стоит в Челябинске бензин АИ-95.
Руководители "ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукта" заверяют: бензин, купленный по старым ценам, кончился аккурат накануне новогодней ночи, и с 1 января пришлось заказать новый, подорожавший. Это признание сильно смахивает на лукавство - очень уж заманчиво поиграть на разнице прежних и нынешних цен.
Впрочем, можно понять и владельцев АЗС. Правительство возложило на них обязанность выплачивать акцизный сбор и отвело минимальные сроки: не позднее 10 февраля рассчитаться за январь.
Многие челябинские автолюбители не решаются даже заводить свои машины. Новые налоговые инициативы вкупе с обязательным страхованием автогражданской ответственности делают средство передвижения роскошью для семьи со средним достатком.
Владислав ПИСАНОВ. ЧЕЛЯБИНСК.
КОНКУРЕНТЫ ВЫЖИДАЮТ
В Нижегородской области за первые две недели нового года цены на бензин выросли незначительно. На заправочной станции "Славнефти", куда я наведался, литр 92-го бензина стоит сейчас 9 рублей - на 10 копеек больше прошлогоднего.
На нижегородском рынке идет острейшая конкурентная борьба. Кроме "Славнефти", тут представлены Тюменская нефтяная компания, "Нижегороднефтепродукт", "ЛУКОЙЛнефтепродукт". Руководитель последней - Вадим Воробьев - считает, что стоимость топлива, если к весне и возрастет, то незначительно. В противном случае спрос на него может резко упасть.
Исключение составляет 95-й бензин, которым заправляются иномарки. Их владельцам действительно придется раскошелиться.
Владимир ДОЛГОДВОРОВ. НИЖНИЙ НОВГОРОД.
ВЛАСТЬ ПРОТИВ СГОВОРА
Цены на бензин в Ростовской области повысились в январе на 10 -11 процентов. Но, как считает заместитель руководителя регионального министерства топлива и энергетики Игорь Бирюков, это не связано с новой системой акцизного налогообложения. Бензоколонок на Дону около 800, и все они пока реализуют прошлогодние запасы горючего. Январский подъем цен, по мнению зам. министра, объясняется повышением тарифов на электроэнергию. Киловатт вместо 80 копеек обходится теперь потребителям в 1 рубль 20 копеек.
По прогнозам областных чиновников, рост цен, вызванный новыми акцизами, начнется в феврале. На ростовском рынке бензина и дизтоплива работает десяток крупных нефтяных компаний и множество мелких. Дабы предотвратить сговор между владельцами бензоколонок, областная администрация намерена задействовать комитет по антимонопольной политике.
Людмила КАРАМЫШЕВА. РОСТОВ-на-ДОНУ.