Зима для коммунальщиков, как всегда, пришла внезапно
Находка и Владивосток замерзли при минус 3, в Ростове-на Дону при первом снеге 180 тысяч жителей остались без света, а Новочеркасск лишился питьевой воды. Но коммунальщики привычно жалуются на «русские морозы». Так ли уж стихийны эти бедствия?
За неделю до общероссийских аварий заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин докладывал правительственной комиссии по региональному развитию: «В целом по стране осенне-зимний период проходит в штатном режиме. Наблюдается положительная динамика по сокращению средней продолжительности выполнения аварийно-восстановительных работ. Они проводятся на 17% оперативнее, чем в аналогичном периоде прошлого года». Ростехнадзор оценил готовность к зиме 3,5 тысячи муниципальных образований в 90,5%, что «является рекордным показателем за последние пять отопительных сезонов». А глава Минэнерго Николай Шульгинов докладывал, что «почти все 97% крупных системообразующих компаний готовы к отопительному сезону».
И почти тут же в ответ на бравурный доклад в Саратове при морозе в 11 градусов без отопления остались более 140 многоквартирных домов с населением около 28 тысяч человек и семь объектов социальной сферы. В Октябрьском районе Ижевска из-за аварии на электроподстанции произошло отключение электроэнергии и отопления. Свыше 10 тысяч жителей в 80 домах Находки вынуждены были маяться без отопления из-за прорыва магистральной сети теплоснабжения, хотя на улице было 2-4 градуса тепла и лишь к вечеру похолодало до минус 2.
Во Владивостоке уличные градусники показывали минус 3 градуса, но авария на магистральном трубопроводе оставила без теплоснабжения и горячей воды более 6 тысяч жителей. В Омске мороз крепчал, но член Общественной палаты РФ от Омской области Владимир Лифантьев совершенно справедливо поинтересовался: «С большим недоумением читаю официальные сообщения о том, что виноваты, дескать, морозы, и не понимаю, почему минус 36 в Сибири стало «экстремальными температурами»?»
Тем временем в совершенно южном регионе — в Ростовской области — без света остались 180 тысяч жителей, а город Гуково, где проживают 60 тысяч человек, — еще и без водоснабжения. А сколько мерзнущих остались за кадром! Лишь на пятый день Минэнерго России призналось в официальном пресс-релизе: «Свыше 400 тысяч человек остаются без электричества в Дагестане, ЛНР, ДНР, Ростовской и Псковской областях из-за непогоды. Причиной массовых нарушений электроснабжения стали снег, ледяной дождь и гололед».
А ведь на дворе еще лишь начало декабря — первого зимнего месяца. Нынешние аварии специалисты с начала века называют прогнозируемыми. Ибо инфраструктура российского жилищно-коммунального хозяйства находится в крайне неудовлетворительном состоянии: общий износ сетей в целом по стране достиг 40%. При этом ежегодно приходят в негодность 3% от общей протяженности сетей, а заменяют на новые только около 2%. Тенденция налицо.
«Мы не добьемся реальных изменений в повышении качества услуг ЖКХ до тех пор, пока все это хозяйство висит на старой, обветшавшей инфраструктуре. Можно, что называется, по-разному расставлять стулья, принимать разные решения, но, если, грубо говоря, трубы гнилые, ничего принципиально не изменится», — заявил президент Владимир Путин в июне на заседании Госсовета, посвященном состоянию ЖКХ. И ведь как в воду глядел.
Еще раньше Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) обнародовал материалы расследования проблем ЖКХ, из которых главными были названы низкое качество услуг в сочетании с неоправданно высокими тарифами. Результат: по данным Фонда развития трубной промышленности, с 2013 по 2020 год в России из-за запредельного износа коммуникаций произошли 4452 крупные аварии в системах тепло- и водоснабжения, от разливов кипятка пострадали 230 и погибли 79 человек. Ведь массовая прокладка коммуникаций в российских городах происходила в 1960-1980-е годы во время активной урбанизации, и средний нормативный срок службы установленных тогда стальных труб — 25 лет. А прошло вдвое — втрое больше.
Тем не менее основные силы и средства отрасли, которая включает в себя сначала строительство, а потом жилищно-коммунальное хозяйство, лихо тратятся на весьма прибыльное сооружение новых жилых домов, кварталов и районов, 70% которых в нынешнем году остаются незаселенными из-за бедности основного населения страны.
А еще в отрасли растет воровство, в том числе замена изношенных труб на некачественные: для обновления инфраструктуры ремонтники используют полимерные трубы с добавлением непроверенного пластика из вторсырья или стальные трубы, уже бывшие в употреблении. Ассоциация производителей трубопроводных систем утверждает, что доля поддельных труб на рынке доходит до трети. Тут и сильных морозов не требуется...