Нередко приходится слышать, что в мире больше нет тайн и сам дух первопроходства улетучился из земной атмосферы... Но это неправда!
На прошлой неделе в Кремлевском дворце Русское географическое общество награждало авторов лучших проектов в области экологии, образования, географии. И это тот случай, когда каждый из лауреатов внес свой вклад в сохранение планеты — ни больше и ни меньше! А мы предлагаем вернуться к истокам РГО.
Мне выпало внести некоторый вклад в возрождение Русского географического общества. В ноябре 2009-го Владимир Путин констатировал, что эта заслуженная организация стала закоснелой, пыльной структурой, и решил созвать внеочередной съезд РГО, чтобы вернуть ему былое значение. Путин возглавил попечительский совет, а президентом общества стал тогдашний глава МЧС Сергей Шойгу.
Спустя несколько месяцев я получил приглашение на встречу. С Шойгу мы были хорошо знакомы: инструкторы МЧС проходили тренинги по спасению в экстремальных условиях пустыни и джунглей в моей Школе выживания. Министр также знал меня как члена английского Королевского географического общества. При встрече он поинтересовался, какую я бы предложил концепцию по созданию общества, отвечающего требованиям современной науки. А для затравки задал вопрос: есть ли вообще смысл в существовании географического общества в наше время?
Подтекст понятен. Действительно, основные вехи в познании нашей планеты позади, все большие открытия сделаны. Мир стал тесен, белых пятен на карте не осталось. Нередко приходится слышать, что в мире больше нет тайн и сам дух первопроходства улетучился из земной атмосферы...
Но это неправда! Великий математик и астроном Пьер де Лаплас отмечал: «То, что мы знаем, очень мал?, а то, чего не знаем, — огромно». И это утверждение нисколько не устарело. Процесс исследования планеты будет продолжаться до тех пор, пока существует человечество, а уже накопленные знания постоянно требуют анализа и уточнений. Не будем забывать, например, что исток величайшей реки мира Амазонки был установлен только в 1996 году. Или вспомним о том, что и сегодня во внутренних областях Амазонии и Новой Гвинеи еще живут изолированные племена, избегающие контактов с внешним миром...
На встрече с Сергеем Шойгу мы говорили о том, что РГО может охватить своими исследованиями всевозможные глобальные изменения, происходящие в мире: деградацию окружающей среды, рост населения, климатические изменения. Много открытий еще ждет нас в области геологии, вулканологии, изучения глубин океанов и верхних слоев атмосферы. Говорили об издательской деятельности, производстве документальных фильмов, имеющих шансы составить конкуренцию Би-би-си или каналу «Дискавери». И об учреждении ежегодных премий в поддержку крупных экологических проектов или продвижения российских исследований за границей... Я очень рад и горд, что РГО движется именно по этому выбранному курсу.
Напомню: Русское географическое общество было основано в 1845 году в Петербурге в эпоху расцвета географических научных исследований, когда отчаянные первопроходцы бросали вызов девственным просторам, раздвигая границы познания. Под знаменем РГО выполняли свою миссию многие деятели, чьи имена теперь принадлежат истории: величайший исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай, первым изучивший побережье Новой Гвинеи, географ и ботаник П.П. Семенов-Тян-Шанский. Ценя квалификацию знаменитого немецкого географа Александра фон Гумбольдта, Общество спонсировало его исследования Урала.
Кстати, помогало РГО и мне. В предисловии к моей книге «Изыскания» профессор Владимир Котляков, директор Института географии РАН, написал: «Для нас большая честь, что РГО могло оказать поддержку научной экспедиции Яцека Палкевича, которая способствовала разрешению последней географической загадки нашего времени — установлению истока Амазонки».
В анналах РГО золотыми буквами записаны имена многих поляков, сосланных на сибирскую каторгу. В частности, Черского, Дыбовского, Чекановского, Годлевского. Мои соотечественники не только помогли освоению территорий за Уралом, но и внесли громадный вклад в научные исследования и открытия. Общество награждало их золотыми медалями, финансировало исследования, поддерживало морально и материально...
И вот спустя более столетия с эпохи польских исследователей Сибири и я стал частью РГО. Сергей Шойгу лично вручил мне удостоверение под номером 007.