Какие фильмы нельзя не посмотреть?

Этот вопрос мы задали известному радио- и телеведущему Алексу Дубасу

Фильм, который в свое время произвел на меня очень сильное впечатление и который я советую посмотреть каждому, — это британская полуторачасовая лента «Реальная любовь». Она состоит из девяти как бы разбросанных историй, но они объединены между собой, и в итоге все герои оказываются связанными друг с другом. Кстати, картина отлично подходит для просмотра на Рождество.

Это весьма редкий для сегодняшнего кинематографа жанр — трагикомедия. Сейчас ведь в кино либо смеются, либо плачут, а «Реальная любовь» — удивительный серфинг по эмоциям. В основе фильма — любовь, и она тут во всем: в каждом кадре, в каждой прожитой минуте. Но самое главное — после просмотра я понял, что на этой земле я не одинок. Есть люди, которые думают и видят мир так же, как и я. А это, знаете, очень успокаивает.

Собственно, съемки там первоклассные. Первые и последние кадры фильма — хроникальные, документальные. И они едва ли не самые завораживающие — несмотря на то что сама картина художественная и в ней играет невероятное количество известных актеров: от Хью Гранта и Колина Ферта до Клаудии Шиффер и Эммы Томпсон. Нераскрученных исполнителей, наверное, вообще нет. И все персонажи — главные, второстепенные отсутствуют.

Так вот, документальные кадры, снятые в различных аэропортах мира, — это встречи людей в залах ожидания. Все они улыбаются, целуются. И в это время произносится поразительный по своей прон-зительности закадровый текст. А звучит он примерно так: «Когда башни-близнецы были атакованы смертниками-террористами и люди не могли выйти оттуда, они звонили своим близким. Звонили, зная, что все равно умрут. В этих звонках не было слов ненависти, не было проклятий. Люди звонили для того, чтобы сказать: „Я люблю тебя“. Сказать в последний раз. Им было важно это сделать». Этот текст «забирает» зрителя с самого начала. И я считаю, что «Реальную любовь» необходимо посмотреть каждому, потому что это глубочайшее произведение: моментами смешное до колик, а порой и грустное до слез.

Если же взглянуть на современный российский кинематограф, то я даже не знаю, что бы посоветовал посмотреть. На мой взгляд, такого уровня картин у нас просто нет. Время такое — когда ничего своего не могут придумать, когда нет сильной драматургии, режиссеров. Все, что мы можем сделать, — это ремикс на то, что уже когда-то было создано. Буквально вчера посмотрел новый «Служебный роман», где Павел Воля играет секретаршу. Никакой глубины, конечно же, там нет. По-моему, и задачи такой авторы перед собой не ставили. И это, знаете, как молоко. Раньше было хорошее, настоящее, деревенское. А сейчас только пастеризованное, которое может храниться миллион лет. Тем не менее мы его пьем — а что еще нам остается?

Для зрителя же важно, чтобы фильм как бы с ним разговаривал, чтобы он был живым, а не пастеризованным. И здесь я бы очень посоветовал пересмотреть классику советского кино: «Летят журавли», «Балладу о солдате»… Это наша культурная база, другой у нас просто нет.