Когда поют руки

Артисты из коллектива жестового пения в шутку называют себя «глухариками»

Звучит музыка. На сцене двое. Их руки взмывают в воздух, и пальцы быстро-быстро рисуют слово за словом. Мое ухо предательски отказывается воспринимать песню на слух. Зачем? На лицах артистов, как в зеркале, отражаются эмоции: радость, восторг, гнев, обида. Все и так ясно. Невольно начинаешь читать песню по губам, по жестам. Звучит последний аккорд. И тишина. Только вместо аплодисментов трепещут поднятые вверх ладошки.

Уникальный коллектив

Артисты из коллектива жестовой песни «Вместе» в шутку называют себя «глухариками». Многим и правда медики поставили суровый диагноз «глухота», который всегда звучит как приговор — есть отчего опустить руки. Но девчонки не сдались. Да, они не слышат ни музыки, ни слов, и лишь немногие из большого коллектива едва-едва различают звуки. Зато они поют. Поют руками, а точнее, жестами. Разбуди их среди ночи, и слова выученных песен будут у них от пальцев отскакивать.

Еще бы — такая практика. Каждый вторник они собираются на репетиции в столичном социокультурном центре «Надежда» (Ивановский район) Восточного административного округа. А несколько раз в месяц обязательно устраивают концерты. Поют для своих и «чужих» — таких же, как они, «глухариков». Очень часто выступают на городских конкурсах жестовой песни — и почти всегда занимают призовые места.

Все без исключения артисты, хоть и не слышат, готовы к общению: сразу меня обступают и внимательно смотрят. Поначалу непривычно, но потом догадываюсь, что они читают слова по губам. Правда, настоящий диалог получается только через переводчика. А мне непременно хочется разговаривать с ними без посредника, поэтому стремлюсь запомнить как можно больше жестов, но в голове — полная каша. Спрашиваю: «Как, к примеру, сказать: ребенок, женщина или: мачо?» Девчонки прыскают, но показывают. Слова «мама» и «папа» осваиваю быстро. Рукой касаюсь поочередно обеих щек, будто платочек проверяю, — получается «мама». Потом трогаю лоб, намекая на козырек и подбородок, — это уже «папа». А вот в несложных приветствиях «здравствуйте» и «привет» блуждаю, как в трех соснах: они на языке жестов звучат по-разному.

«В первом случае нужно обе руки, немного согнув, дважды приложить к груди и развести в стороны: слабослышащие говорят, что в буквальном переводе жест звучит как „выверни легкие“. Во втором — просто помахать ладонью вправо-влево», — объясняет мне руководитель и дирижер коллектива Елена Митрофанова. Она тоже слабослышащая, но, в отличие от большинства других участников коллектива, может говорить и переводить язык жестов для таких, как я.

Хотя за плечами у Елены Ивановны Бауманка и по профессии она инженер-оптик, жизнь распорядилась иначе. «Азы жестовой песни я постигала в самодеятельном кружке в доме культуры при Театре мимики и жеста. И первым произведением, которое исполнила, была „Молитва“ Булата Окуджавы. Мне тогда было лет 26, наверное, — вспоминает Елена Митрофанова. — Потом появились единомышленники, такие же, как я, увлеченные жестовой песней, и закрутилось. Сейчас в ансамбле „Вместе“ примерно 15 певцов, причем не самодеятельных, а самых что ни на есть профессиональных. Все они штучные исполнители. Но это вовсе не значит, что другие участники коллектива (а их не меньше 30) не такие талантливые. В ансамбле „Вместе“ творят все. Кто не поет — разучивает сценки, пантомимы. А когда в „Надежде“ организуют посиделки или концерты, в просторном зале яблоку негде упасть. Слабослышащие приезжают сюда со всей Москвы, потому что коллектив уникальный. Раз гости приедут, другой, а потом непременно увлекаются. Общение затягивает».

Цепная реакция

В центре «Надежда» занимается около 30 групп и секций по самым разным направлениям. Причем в группах никогда не делали и не делают разделения на инвалидов и здоровых — все занимаются вместе. В этом, кстати, секрет успеха «Надежды»: в людях с ограниченными возможностями преподаватели видят таланты и способности, а не проблему, которая требует решения.

Все педагоги центра работают по уникальным программам, которые разработали, опираясь на собственный многолетний опыт. Так, авторство уникальных комплексов оздоровительной аэробики, по которой занимаются ребята из группы «Феникс», принадлежит Светлане Глейзер.

«Очень важно было подобрать сбалансированную нагрузку, чтобы добиться нужного эффекта. Скажем, мышцы подкачать и в то же время не перегрузить, ведь у каждого спортсмена частенько не один, а целый букет диагнозов, — рассказывает Светлана Александровна. — У одного из моих учеников была очень сложная форма ДЦП, он постоянно ходил согнувшись, мышцы спины не справлялись, да и возраст уже к 30 приближался. Он занимался в группе не меньше двух раз в неделю. Эффект оказался потрясающим — практически ровная походка. Правда, такого результата можно добиться только регулярными занятиями. А дальше происходит цепная реакция: как только ребята начинают лучше двигаться, у них изменяется речь, они становятся более адаптированными, сами стремятся к общению. Если поначалу на занятия в центр их приводят родители или близкие, то потом многие самостоятельно добираются даже к месту наших выступлений. А выступаем мы часто, и очень часто на соревнованиях завоевываем призовые места».

Вообще для инвалидов едва ли не самая большая проблема — сделать первый шаг, выйти из дома. Многие опасаются косых взглядов, боятся не справиться с нагрузкой, не хотят быть обузой для своих новых знакомых. В «Надежде» все страхи улетучиваются сами собой. Кто-то приходит на занятия в спортивную секцию, чтобы похудеть или осанку улучшить, а потом уходит, наполненный новыми впечатлениями, и записывается в другие секции и кружки. Жизненными планами обычно делятся на дискотеках в клубе общения «Рандеву», которые организуются по выходным. Здесь строят планы, встречаются, влюбляются и даже женятся.

Компьютер помогает общаться

В компьютерном классе собрались новички — они всего несколько недель назад приступили к освоению Windows. Тема очередного урока — «Копирование данных с различных носителей на компьютер».

«В отличие от обычных групп, где занимаются слышащие, у моих подопечных всегда хорошее настроение, — рассказывает преподаватель компьютерной грамотности Юлия Родионова, она окончила специальные курсы, чтобы преподавать людям с ограничениями по слуху. — Мои всегда на позитиве, излучают оптимизм. А во всем остальном они такие же, как и мы, только у них другое восприятие».

Супруги Елена Николаева и Сергей Фадеев жмут на непослушные кнопки и, как прилежные ученики, повторяют уже выученный алгоритм. Они знают, что два с небольшим месяца учебы пролетят очень быстро. Зато потом им удастся пообщаться со знакомыми и с дочерью (она уже взрослая и живет отдельно) по «скайпу».

«К сожалению, людям с ограничениями по слуху крайне сложно самостоятельно освоить компьютер, потому что для них нет специальной литературы, — объясняет Юлия. — Особенно если речь идет об инвалидах детства. Значения многих слов они попросту не знают. Например, слово „коса“. Для нас оно имеет много значений, а для них-то, что им объяснили: либо это коса у девочки, либо орудие труда».

Для многих учеников Юлии Родионовой курсы стали трамплином в информационный мир. И едва ли не первым делом новички заходят на сайт центра «Надежда» (www.centernadegda.ru). Он, кстати, очень понятный и удобный. Там представлена полная информация о работе центра, обо всех кружках и секциях. Также можно узнать о ближайших мероприятиях, праздниках и выставках.