Звучит музыка. На сцене двое. Их руки взмывают в воздух, и пальцы быстро-быстро рисуют слово за словом. Мое ухо предательски отказывается воспринимать песню на слух. Зачем? На лицах артистов, как в зеркале, отражаются эмоции: радость, восторг, гнев, обида. Все и так ясно. Невольно начинаешь читать песню по губам, по жестам. Звучит последний аккорд. И тишина. Только вместо аплодисментов трепещут поднятые вверх ладошки.
Артисты из коллектива жестовой песни «Вместе» в шутку называют себя «глухариками». Многим и правда медики поставили суровый диагноз «глухота», который всегда звучит как приговор — есть отчего опустить руки. Но
Еще бы — такая практика. Каждый вторник они собираются на репетиции в столичном социокультурном центре «Надежда» (Ивановский район) Восточного административного округа. А несколько раз в месяц обязательно устраивают концерты. Поют для своих и «чужих» — таких же, как они, «глухариков». Очень часто выступают на городских конкурсах жестовой песни — и почти всегда занимают призовые места.
Все без исключения артисты, хоть и не слышат, готовы к общению: сразу меня обступают и внимательно смотрят. Поначалу непривычно, но потом догадываюсь, что они читают слова по губам. Правда, настоящий диалог получается только через переводчика. А мне непременно хочется разговаривать с ними без посредника, поэтому стремлюсь запомнить как можно больше жестов, но в голове — полная каша. Спрашиваю: «Как, к примеру, сказать: ребенок, женщина или: мачо?» Девчонки прыскают, но показывают. Слова «мама» и «папа» осваиваю быстро. Рукой касаюсь поочередно обеих щек, будто платочек проверяю, — получается «мама». Потом трогаю лоб, намекая на козырек и подбородок, — это уже «папа». А вот в несложных приветствиях «здравствуйте» и «привет» блуждаю, как в трех соснах: они на языке жестов звучат
«В первом случае нужно обе руки, немного согнув, дважды приложить к груди и развести в стороны: слабослышащие говорят, что в буквальном переводе жест звучит как „выверни легкие“. Во втором — просто помахать ладонью
Хотя за плечами у Елены Ивановны Бауманка и по профессии она
В центре «Надежда» занимается около 30 групп и секций по самым разным направлениям. Причем в группах никогда не делали и не делают разделения на инвалидов и здоровых — все занимаются вместе. В этом, кстати, секрет успеха «Надежды»: в людях с ограниченными возможностями преподаватели видят таланты и способности, а не проблему, которая требует решения.
Все педагоги центра работают по уникальным программам, которые разработали, опираясь на собственный многолетний опыт. Так, авторство уникальных комплексов оздоровительной аэробики, по которой занимаются ребята из группы «Феникс», принадлежит Светлане Глейзер.
«Очень важно было подобрать сбалансированную нагрузку, чтобы добиться нужного эффекта. Скажем, мышцы подкачать и в то же время не перегрузить, ведь у каждого спортсмена частенько не один, а целый букет диагнозов, — рассказывает Светлана Александровна. — У одного из моих учеников была очень сложная форма ДЦП, он постоянно ходил согнувшись, мышцы спины не справлялись, да и возраст уже к 30 приближался. Он занимался в группе не меньше двух раз в неделю. Эффект оказался потрясающим — практически ровная походка. Правда, такого результата можно добиться только регулярными занятиями. А дальше происходит цепная реакция: как только ребята начинают лучше двигаться, у них изменяется речь, они становятся более адаптированными, сами стремятся к общению. Если поначалу на занятия в центр их приводят родители или близкие, то потом многие самостоятельно добираются даже к месту наших выступлений. А выступаем мы часто, и очень часто на соревнованиях завоевываем призовые места».
Вообще для инвалидов едва ли не самая большая проблема — сделать первый шаг, выйти из дома. Многие опасаются косых взглядов, боятся не справиться с нагрузкой, не хотят быть обузой для своих новых знакомых. В «Надежде» все страхи улетучиваются сами собой.
В компьютерном классе собрались новички — они всего несколько недель назад приступили к освоению Windows. Тема очередного урока — «Копирование данных с различных носителей на компьютер».
«В отличие от обычных групп, где занимаются слышащие, у моих подопечных всегда хорошее настроение, — рассказывает преподаватель компьютерной грамотности Юлия Родионова, она окончила специальные курсы, чтобы преподавать людям с ограничениями по слуху. — Мои всегда на позитиве, излучают оптимизм. А во всем остальном они такие же, как и мы, только у них другое восприятие».
Супруги Елена Николаева и Сергей Фадеев жмут на
«К сожалению, людям с ограничениями по слуху крайне сложно самостоятельно освоить компьютер, потому что для них нет специальной литературы, — объясняет Юлия. — Особенно если речь идет об инвалидах детства. Значения многих слов они попросту не знают. Например, слово „коса“. Для нас оно имеет много значений, а для
Для многих учеников Юлии Родионовой курсы стали трамплином в информационный мир. И едва ли не первым делом новички заходят на сайт центра «Надежда» (www.centernadegda.ru). Он, кстати, очень понятный и удобный. Там представлена полная информация о работе центра, обо всех кружках и секциях. Также можно узнать о ближайших мероприятиях, праздниках и выставках.