Письмо под конвоем

Каждый день Россию пересекают вдоль и поперек 300 фельдъегерей

Совсем скоро — 17 декабря — юбилей одной очень интересной организации. Конечно, 215 лет — дата не совсем круглая, зато сам виновник торжества — важный. Государственная фельдъегерская служба наряду с МВД, а также ФСБ и другими спецслужбами является составной частью сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации. Сегодня мы расскажем о некоторых эпизодах, относящихся к давней и не очень давней истории этой организации особого назначения.

Пакет, печать, наган

Свою историю, фрагменты которой представлены в экспозиции Музея фельдъегерской службы, они собирают буквально по крупицам. Ведь даже спустя десятилетия значительная часть информации так и остается закрытой.

— Иноземное слово «фельдъегерь» появилось в нашем лексиконе с воцарением Павла I, — Сергей Егоров, старший инспектор Управления кадров Государственной фельдъегерской службы останавливается перед портретом императора, который открывает экспозицию музея. — Император был большим поклонником короля Пруссии Фридриха Великого, а в прусской армии к тому времени был сформирован конный фельдъегерский корпус. На него возложили охрану короля и службу в качестве гонцов. Кроме того, во время военных действий фельдъегеря занимались разведкой, а в мирное время привлекались для охраны лесов. В общем, были порученцами на все руки. Павел I решил не отставать от европейского монарха. Однако, в отличие от прусских, русские фельдъегеря при Павле занимались только доставкой корреспонденции от императора и выполнением особых поручений.

Выражение «не спешить — значит, терять свое достоинство» могло бы стать девизом фельдъегерей всех поколений. Любопытно, что «спецсигнал» — колокольчик под дугой на главном почтовом тракте — дозволялось иметь только им. Всем прочим предписывалось подвязывать колокольчик, выезжая на такую трассу. И все транспортные средства обязаны были уступать курьерской тройке дорогу.

Порученцы специального назначения

От того, как скоро доставлялись документы особой важности, зависела порой не только человеческая жизнь, но и оперативное решение государственных задач. А задачи бывали самыми разными. Чаще всего, конечно, возили секретные бумаги, но, кроме того, фельдъегерям поручали иногда перевозить крупные партии денег и драгоценностей, сопровождать к месту ссылки важных преступников, привозить в действующую армию ордена для награждения героев…

Во время Олимпиады-80 сотрудники фельдъегерской службы доставляли пробы спортсменов в антидопинговый комитет. От их четкой и оперативной работы могла зависеть судьба золотых медалей.

— Надо помнить, что это было за время. Американцы, бойкотировавшие соревнования, искали любой повод, чтобы спровоцировать скандал, — вспоминает события 30-летней давности ветеран фельдъегерской службы Александр Бураков, который в числе 17 человек работал в спецгруппе, прикомандированной к олимпийцам. — Мы должны были прибыть за полчаса до окончания соревнований. В закрытые зоны попадали по спецпропускам и ожидали, пока врачи брали у спортсменов необходимые пробы. Затем помещали пробы в специальный контейнер — сумку с множеством кармашков, которую опечатывали в присутствии понятых. Контроль был очень жесткий! Чтобы не провоцировать конфликтов, нам не выдавали оружие — вооружали спецсредствами. Это была одна из первых моделей «Черемухи». Аэрозольные упаковки со слезоточивым газом тогда были приличного размера (как сегодняшние емкости для освежителей воздуха) и доставляли определенные трудности. Кроме того, нам полагалось по два охранника. Олимпийские объекты были разбросаны по всей Москве, и приходилось изрядно колесить по городу, доставляя пробы, причем в закрытой наглухо машине, хотя на улице стояла жара. И за время Олимпиады наша служба не допустила ни одного прокола, да и вообще тогда обошлось без допинговых скандалов.

Упал-отжался

Фельдъегерская служба оказалась едва ли не единственным госучреждением, которое благополучно пережило все российские катаклизмы минувшего столетия. Во многом благодаря профессионализму сотрудников. Ведь к их кондициям всегда предъявлялись повышенные требования.

— Каждый новичок в течение нескольких недель должен заниматься на курсах первоначальной подготовки, — рассказал «Труду» один из бывших офицеров-фельдъегерей. — Его обучают стрельбе, специальным приемам борьбы. В числе других, уже отнюдь не боевых приемов будущим фельдъегерям показывают, например, как надо подходить к рабочему столу высокопоставленного чиновника, чтобы у его хозяина не возникло подозрений, что фельдъегерь пытается рассмотреть лежащие там документы.

Во время службы офицерам ГФС России тоже приходится много тренироваться: летом — бег, плавание, зимой — лыжный кросс. И в любое время года — регулярные занятия в тире.

При следовании по маршруту нужно строго соблюдать технику безопасности — пешее передвижение свести к минимуму. Корреспонденцию обычно перевозят во вместительных портфелях. Сотрудник имеет право носить груз не более 30 кг — и так, чтобы у него одна рука всегда была свободна.

На дальних маршрутах в самолетах, в поездах для военных курьеров специально бронируют места, отдельные купе. Посадка и высадка организуются отдельно от пассажиров. Оказавшись в вагоне, он должен сразу же запереться в отведенном помещении. И в течение всей поездки, пусть она даже длится несколько дней, почти никуда не выходить. Питаются сухим пайком. Спят тоже по очереди, чтобы секретная посылка ни на секунду не оставалась без присмотра.

Спасти груз любой ценой

Едва ли не главное качество для фельдъегеря — самоотверженность. Ведь для сотрудников фельдсвязи корреспонденция, которую нужно доставить по назначению, бывает дороже собственной жизни. Случись на маршруте какое-нибудь ЧП, фельдъегерь должен любой ценой сохранить вверенные ему документы, не допустить, чтобы они попали в чужие руки. Вот истории из сравнительно недавнего прошлого.

3 января 1994 года потерпел аварию рейсовый самолет, на котором летели в Иркутск два фельдъегеря: Анатолий Большедворский и Игорь Огарков. Даже в последние минуты своей жизни эти офицеры пытались спасти доверенные им пакеты. В падающем авиалайнере они сумели закрепить портфель с документами так, чтобы он пострадал во время катастрофы как можно меньше.

Хотя по инструкции фельдъегеря на маршруте не должны ввязываться ни в какие конфликты, 5 июля 1983 года младшим лейтенантам Александру Расчесову и Владимиру Зубовичу, летевшим со спецдокументами из Москвы в Таллин, пришлось нарушить это правило. Во время рейса двое вооруженных преступников предприняли попытку угона самолета за границу, но офицеры фельдсвязи сумели обезвредить налетчиков.

Наша справка

Датой рождения фельдъегерской службы в России принято считать 17 декабря 1796 года, когда Павел I подписал указ об учреждении особого Фельдъегерского корпуса. В штате поначалу числились один офицер и 13 фельдъегерей. Однако уже через год — к февралю 1797 года — в новом корпусе служили уже два офицера и 40 фельдъегерей.

В 1920–1930-х годах число сотрудников достигло максимума — их было больше 20 тысяч. В это время «доставщики», помимо всего прочего, занимались еще и инкассацией. Сейчас в рядах фельдъегерей служат 4,5 тысячи человек, из которых 3,2 тысячи — в погонах, а остальные — гражданские.