Совсем скоро — 17 декабря — юбилей одной очень интересной организации. Конечно, 215 лет — дата не совсем круглая, зато сам виновник торжества — важный. Государственная фельдъегерская служба наряду с МВД, а также ФСБ и другими спецслужбами является составной частью сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации. Сегодня мы расскажем о некоторых эпизодах, относящихся к давней и не очень давней истории этой организации особого назначения.
Свою историю, фрагменты которой представлены в экспозиции Музея фельдъегерской службы, они собирают буквально по крупицам. Ведь даже спустя десятилетия значительная часть информации так и остается закрытой.
— Иноземное слово
Выражение «не спешить — значит, терять свое достоинство» могло бы стать девизом фельдъегерей всех поколений. Любопытно, что «спецсигнал» — колокольчик под дугой на главном почтовом тракте — дозволялось иметь только им. Всем прочим предписывалось подвязывать колокольчик, выезжая на такую трассу. И все транспортные средства обязаны были уступать курьерской тройке дорогу.
От того, как скоро доставлялись документы особой важности, зависела порой не только человеческая жизнь, но и оперативное решение государственных задач. А задачи бывали самыми разными. Чаще всего, конечно, возили секретные бумаги, но, кроме того, фельдъегерям поручали иногда перевозить крупные партии денег и драгоценностей, сопровождать к месту ссылки важных преступников, привозить в действующую армию ордена для награждения героев…
Во время
— Надо помнить, что это было за время. Американцы, бойкотировавшие соревнования, искали любой повод, чтобы спровоцировать скандал, — вспоминает события
Фельдъегерская служба оказалась едва ли не единственным госучреждением, которое благополучно пережило все российские катаклизмы минувшего столетия. Во многом благодаря профессионализму сотрудников. Ведь к их кондициям всегда предъявлялись повышенные требования.
— Каждый новичок в течение нескольких недель должен заниматься на курсах первоначальной подготовки, — рассказал «Труду» один из бывших
Во время службы офицерам ГФС России тоже приходится много тренироваться: летом — бег, плавание, зимой — лыжный кросс. И в любое время года — регулярные занятия в тире.
При следовании по маршруту нужно строго соблюдать технику безопасности — пешее передвижение свести к минимуму. Корреспонденцию обычно перевозят во вместительных портфелях. Сотрудник имеет право носить груз не более 30 кг — и так, чтобы у него одна рука всегда была свободна.
На дальних маршрутах в самолетах, в поездах для военных курьеров специально бронируют места, отдельные купе. Посадка и высадка организуются отдельно от пассажиров. Оказавшись в вагоне, он должен сразу же запереться в отведенном помещении. И в течение всей поездки, пусть она даже длится несколько дней, почти никуда не выходить. Питаются сухим пайком. Спят тоже по очереди, чтобы секретная посылка ни на секунду не оставалась без присмотра.
Едва ли не главное качество для фельдъегеря — самоотверженность. Ведь для сотрудников фельдсвязи корреспонденция, которую нужно доставить по назначению, бывает дороже собственной жизни. Случись на маршруте
3 января 1994 года потерпел аварию рейсовый самолет, на котором летели в Иркутск два фельдъегеря: Анатолий Большедворский и Игорь Огарков. Даже в последние минуты своей жизни эти офицеры пытались спасти доверенные им пакеты. В падающем авиалайнере они сумели закрепить портфель с документами так, чтобы он пострадал во время катастрофы как можно меньше.
Хотя по инструкции
Датой рождения фельдъегерской службы в России принято считать 17 декабря 1796 года, когда Павел I подписал указ об учреждении особого Фельдъегерского корпуса. В штате поначалу числились один офицер и 13 фельдъегерей. Однако уже через год — к февралю 1797 года — в новом корпусе служили уже два офицера и 40 фельдъегерей.
В