Анна Фенченко: «Снимая фильм, я исследовала собственные страхи»

Сегодня в Москве завершается фестиваль «Сталкер», где был показан фильм дебютантки Анны Фенченко «Пропавший без вести»

«Труду» Анна рассказала о том, что снимала фильм о кризисе личности.

— Фестиваль «Сталкер» показывает фильмы, посвященные защите прав человека. Насколько ваша картина соответствует этой тематике?

— В моем фильме затрагивается проблема попрания прав человека, хотя, на мой взгляд, прежде всего в нем идет речь о кризисе личности. Бесправное положение, в котором оказывается главный герой, вскрывает его инфантильность, инертность и беспомощность перед обстоятельствами. Это человек «без хребта».

— Главный герой — мужчина. Можно ли сказать, что именно сильный пол в нашей стране страдает мелким эгоизмом?

— Не хотелось бы вот так оголтело обвинять в эгоизме всех мужчин, но, как показывает действительность, у нас львиная доля ответственности за детей лежит на женщинах. Многие мужчины не хотят вступать в брак, избегая таким образом ответственности. Разве это нормально? Не хочет сильный пол никаких проблем. Однако в ситуации отсутствия каких-либо социальных гарантий растет и количество женщин, не желающих обременять себя детьми. Увы, такова тенденция времени — распад семейных связей, сосредоточение на собственных желаниях.

— Удивительно, что в со-временномкинематографе женщины снимают остросоциальное кино, в то время как мужчины-режиссеры часто предпочитают делать кассовые и зрелищные фильмы.

— Не стала бы тут делить режиссеров на мужчин и женщин. В современном российском кино много мужчин-режиссеров, снимающих проблемное кино. Это Мамулия, Бардин, Хлебников, Попогребский… В своей картине я говорила о том, что меня волнует, о чем болит сердце. Возможно, я исследовала собственные комплексы и страхи. Но это не значит, что я сижу целыми днями и думаю: «А на какую бы серьезную тему мне поговорить?»

— В этом году в конкурсе многих престижных фестивалей масса фильмов о миграции или эмиграции. Практически все герои куда-то едут, находятся в дороге. Почему людям не сидится на месте?

— Сейчас стало легче передвигаться, а человеку вообще свойственно думать: «Хорошо там, где нас нет». Но от себя не убежишь. Главные проблемы — внутри человека. Можно находиться в райском месте и испытывать жуткую депрессию. А можно в скромных условиях почувствовать себя счастливым.

— Вы сознательно не снимали в своей дебютной картине медийных актеров?

— С одной стороны, такова была просьба продюсера Андрея Сигле, обусловленная небольшим по тем временам бюджетом картины, а ролей в ней довольно много. С другой — меня не расстроила позиция продюсера, потому что самой интересно открывать новых актеров. Хотелось собрать актеров, которые работали бы максимально искренне. Я не хочу сказать, что звезды менее искренни. Просто за их спинами много фильмов и ролей, а у меня эта картина — первая, да и у сценариста тоже. Когда делаешь что-то впервые, то и относишься к этому с особенным чувством.

— Вы преподаете режиссуру в Высшей школе экономики. Какие фильмы советуете студентам?

— Студенты сами хорошо ориентируются в новинках благодаря интернету. Я не собираюсь формировать их вкус, ориентируясь при этом на свой. Моя задача — научить профессии, а не навязывать пристрастия. Я училась у Владимира Хотиненко и моего отца Владимира Фенченко, и они не стригли нас под одну гребенку. Поэтому их мастерские выпустили только интересных и разных режиссеров.