В России растет ненависть между русскими и нацменьшинствами — прежде всего выходцами с Кавказа. «Труд» опросил экспертов и выяснил, как можно справиться с ксенофобией.
Прежде всего обоим лидерам нашей страны — президенту и премьеру — необходимо сделать четкие заявления относительно межнациональной напряженности. Они должны убедить народ, что Россия — многонациональное государство и что власть выступает за дружбу между народами, а не пытается найти крайних.
Вместо этого президент Дмитрий Медведев пообещал лишь найти всех, «кто гадил», и наказать. Владимир Путин и вовсе промолчал. А вот глава Киргизии Отунбаева о националистских погромах в Оше сказала: «У этих людей нет национальности. Преступлениям против человечества нет прощения!»
То, что происходило возле Московского Кремля, куда более четко подпадает под
Во времена СССР было много информации о культуре и традициях самых разных народов: в литературе, кино, на телевидении, на эстраде выступали певцы разных республик. Сегодня то же телевидение может предложить лишь сериалы про бандитов, в которых частенько грузины, дагестанцы или чеченцы играют роли отъявленных головорезов или убийц. Этого быть не должно, напротив: культура должна пропагандировать толерантность.
«Я сегодня был во французском центре, участвовал в дискуссии по поводу французского же фильма о дагестанцах, — рассказывает „Труду“ заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев. — Там показывается, что за люди живут в горах». В России, отмечает он, таких фильмов нет, а именно они формируют отношение к этому народу у россиян. Вместо этого россияне слышат из уст героев, например, фильма «Брат», о том, что русские и горцы — не братские народы, а фактически враги.
Сегодня зачастую средства массовой информации являются инструментом, который (порой невольно) подогревает межнациональную ненависть. Под политкорректными словами кроются понятные всем ксенофобские мысли. «В любых странах мира запрещены такие дискурсы, в которых звучат слова „мигранты“, „понаехали“, это — опыт всего развитого мира, — говорит Кисриев. — Ситуация, когда лидера ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции) приглашают к участию в публичных дискуссиях, абсурдна, как абсурден сам факт существования такой организации».
Между тем, если по федеральным телеканалам популярные передачи будут вести те же чеченцы или дагестанцы, то зритель станет относиться к их соплеменникам лояльнее. Можно даже ввести «квоты на нерусских ведущих». В рекламе тоже законодательно надо прописать обязательное участие малых народов.
По словам сопредседателя Российского конгресса народов Кавказа,
Например, продолжает эксперт, в Москве сегодня реализуется проект — конкурс сочинений среди школьников «Толстой и Кавказ», призванный расширить знания молодого поколения о Кавказе.
Кроме этого нужно усилить контроль над учебниками в школах. Чтобы не повторялись учебники по истории того же Александра Вдовина, в которых муссируется вред, который различные «инородцы» принесли России. Или чтобы не появлялись энциклопедии вроде той, что вышла в издательстве «Терра» в 2006 году, где чеченский народ приравнивается к бандитам, а научная статья заменена набором негативных стереотипов о чеченцах.