Оружие из КНДР ищет покупателя

Экипаж арестованного Ил-76 осудят в течение 12 дней

Суд над летчиками задержанного в Таиланде самолета Ил-76, перевозившего оружие из КНДР, состоится в ближайшие 12 дней. Сейчас выясняется, кто именно покупал у Пхеньяна военный груз и кому он предназначался. Украина, Грузия и Казахстан сваливают ответственность друг на друга. Вчера список подозреваемых стран пополнила еще и Новая Зеландия.

Пять членов экипажа военно-транспортного самолета Ил-76, который таиландская полиция задержала в субботу, сейчас находятся в одной из тюрем Бангкока. Вчера следствие постановило, что суд над ними состоится в течение 12 дней. Летчикам (а это четыре гражданина Казахстана и один — Белоруссии) было предъявлено официальное обвинение: «Незаконное хранение оружия и попытка нелегального провоза его через территорию Таиланда».

Ил-76, летевший из Северной Кореи, был задержан в Бангкоке во время дозаправки. Полиция обнаружила на его борту 35 тонн зенитных ракет, автоматов и боеприпасов. Согласно резолюции Совбеза ООН покупать подобное вооружение у Пхеньяна противозаконно.

Таиландские следователи почти на 100% уверены: оружие произведено в Северной Корее. Пока неясно, кто именно его покупал.

Сначала было объявлено, что самолет принадлежит Казахстану. Астана переложила ответственность на Грузию. Казахское министерство транспорта сообщило о продаже этого транспортника грузинской компании Air West Georgia в октябре 2009-го. Тбилиси тут же объявил, что месяц назад самолет передали в аренду украинской фирме SP Trading. Один из задержанных летчиков на допросе сообщил, что Ил-76 вылетал из Украины.

Странности между тем множатся. Казахский МИД вчера заявил, что фирма — арендатор Ил-76 SP Trading зарегистрирована вообще в Новой Зеландии.

Кто бы ни был владельцем самолета, задержанное оружие предназначалось одной из ближневосточных стран, а также заказчикам из Шри-Ланки. Это сообщили сами летчики с Ил-76. По их словам, им было дано задание получить груз в Пхеньяне, а по дороге на Украину выгрузить его на Шри-Ланке и на Ближнем Востоке. При этом пилоты не знали, что везли оружие. В накладных груз значился как компоненты для буровых установок.

«В 80-х КНДР действительно очень часто продавала оружие в Ирак, Иран и Сирию, — пояснил „Труду“ директор Международного центра корееведения Павел Лешаков. — Но потом санкции ООН этот рынок прикрыли». По словам эксперта, сейчас Пхеньяну не с руки зарабатывать подобными способами, так как еще недавно было объявлено о возвращении этой страны к шестисторонним переговорам. Впрочем, от КНДР можно ожидать чего угодно, добавляет заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения Александр Воронцов. «Слишком непредсказуемая страна», — продолжает эксперт.

Эксперты также сомневаются, что оружие у КНДР могла покупать Украина. «Наоборот, Пхеньян скорее будет покупателем, а не Киев», — считает Александр Храмчихин из Института политического и военного анализа. — Хотя украинские контрабандисты могли выступать посредниками».

Скандал

Этот бизнес смертельно опасен

Киев отрицает свою причастность к истории с Ил-76. Однако это не мешает использовать скандал в предвыборной борьбе. Вчера народный депутат от оппозиционной фракции Партии регионов Валерий Коновалюк заявил: «Речь идет о системном оружейном бизнесе, который ведут представители окружения Ющенко под прикрытием спецслужб… И когда наш самолет задерживали в Конго, и когда корабль с тяжелой украинской бронетехникой был захвачен сомалийскими пиратами. Эти скандалы связаны с тем, что теневой оружейный бизнес на Украине как процветал, так и процветает».

Очевидно, Коновалюк имел в виду задержание украинского самолета Ан-124 в конголезском аэропорту Порт-Нуар в 1997 году и нашумевшую историю с захватом в сентябре минувшего года сомалийскими морскими разбойниками сухогруза «Фаина» с грузом танков Т-72 на борту. Однако этот список легко продолжить. Скажем, вспомнить о задержанном в Нигерии летом нынешнего года Ан-12 той же национальной принадлежности с грузом автоматов.

На теневом оружейном рынке мира вращаются огромные деньги. Возможно, поэтому, считают эксперты, многие украинцы, причастные к экспорту оружия, долго не живут. Гендиректор корпорации «Укринмаш» Борис Марич погиб в ДТП в апреле 1999 года. Таким же образом в марте 2002 года оборвалась жизнь гендиректора госкомпании «Укрспецэкспорт» Валерия Малева. Глава фирмы по торговле оружием Сергей Петров взорван в своем автомобиле в ЮАР в январе 2004 года. Олег Орлов, обвиненный в контрабанде авиационных крылатых ракет в Китай и Иран, в июле 2007 года убит в камере следственного изолятора в Киеве.