Разработав и сдав дизайн-проект, дизайнер интерьера не перестает на нем зарабатывать. Его интерес сохраняется и тогда, когда заказчик заключает с ним договор об авторском надзоре, и тогда, когда заказчик решает сам руководить строителями.
В случае если дизайнер подписывает договор об авторском надзоре, он до конца строительных работ несет ответственность за реализацию проекта. В такой ситуации дизайнер, как правило, сам определяет, какая бригада будет эти работы вести - у архитектурно-дизайнерских бюро есть постоянные партнеры-строители.
Практика откатов дизайнеру со стороны строителей за получение подряда, по словам самих дизайнеров и строителей, распространена не настолько, чтобы можно было говорить о ней как об обычном явлении. Для того чтобы взять со строителей "подарок" и в обмен на него отдать им подряд, дизайнер должен иметь в своем распоряжении одновременно две свободные и равноценные по мастерству (высокому) бригады, что случается крайне редко. Отдавать же подряд строителям, не обладающим достаточной квалификацией, дизайнеру, осуществляющему авторский надзор за проектом, невыгодно: все "косяки" таких горе-рабочих будет оплачивать он сам.
К тому же право распределять подряды среди бригад принадлежит дизайнеру далеко не всегда: в крупных бюро этим занимается главный инженер. Так что получить от строителей откат за подряд дизайнер может, и такие случаи "Труду" известны, но он не имеет возможности рассчитывать на то, что подобного рода дополнительные заработки будут постоянными. Что до кризиса, то он ударил и по дизайнерам, и по строителям одинаково, и в этом смысле ничего не изменилось.
ДАЕШЬ ДИСКОНТ
Стабильным побочным заработком дизайнера, осуществляющего авторский надзор за ведением строительных работ, можно считать дисконты, которые он имеет в магазинах стройматериалов. Ведь такой дизайнер сам распоряжается бюджетом. Приведя бригадира строителей в конкретный магазин и прямо указав ему, что именно тот должен приобрести, дизайнер - естественно, по предварительной договоренности с руководством магазина - получает значительную скидку. Обычно она составляет 5%, но в отдельных случаях может достигать и 15%. Выходит, что из потраченного на стройматералы миллиона (валюту выбирайте сами) в карман дизайнеру тут же может вернуться от 50 до 150 тысяч единиц.
Это одна из главных причин, по которым дизайнерам так трудно находить постоянных партнеров среди строительных бригад. Строители прекрасно понимают: если они получат возможность распоряжаться деньгами заказчика самостоятельно, скидка в магазине стройматериалов достанется им самим.
Это подтверждает Павел Кузьмин, менеджер-дизайнер Архитектурной студии Кузьмина:
- Далеко не все строители готовы работать с дизайнерами и тем более договариваться с ними о совместных условиях работы. Они хотят самостоятельно зарабатывать деньги, тем более что дизайнер, выступая на стороне заказчика, зачастую ставит достаточно сложные задачи. Поэтому многие из строителей считают, что дизайнер им не помощник в работе над объектом, а самый первый конкурент. Тот факт, что он может обеспечивать их постоянными заказами, они почему-то не учитывают.
По аналогичной схеме дизайнеры получают дополнительные деньги в мебельных магазинах и мастерских, а также в магазинах и на заводах, имеющих непосредственное отношение к осветительным приборам. Правда, тут уже обходится без конкуренции со стороны строителей. Сумма, заложенная в бюджете проекта на мебель и светильники, как правило, благодаря дисконтам больше реальной суммы, потраченной дизайнером на их приобретение или изготовление, на те же 5-15%. Цифры, внесенные дизайнером в смету, заказчик всегда может проверить у продавца или изготовителя, которые их подтвердят, но о скидках для дизайнеров, конечно, ему не скажут. То же относится и к транспортным компаниям.
ДЕЛАЙ ХУЖЕ НАС
Впрочем, все сказанное касалось, повторим, только тех дизайнеров, которым удалось заключить договор об авторском надзоре за реализацией проекта. Порой заказчик, желая сэкономить и получив от дизайнера только чертежи и 3D-изображение, дальше решает действовать самостоятельно, то есть искать строителей подешевле и лично контролировать их работу. Означает ли это, что дизайнер с данного проекта больше ничего не получит? Конечно нет. В этом случае дизайнеру выгодно, чтобы строители, приглашенные заказчиком, совершили как можно больше ошибок. Ведь он уже не отвечает за их действия и возьмет значительную дополнительную сумму с заказчика, недовольного тем, что некая им же самим нанятая "бригада "Ух" не так проложила проводку или купила неподходящий унитаз. Чем больше будет таких вызовов, тем больше заработает дизайнер.
Руслан Гайнулин, генеральный директор сообщества дизайнеров интерьера "Эремурус", говорит об этом прямо:
- Бывает так, что заказчик приводит свою бригаду строителей. То есть фактически он забирает у нас проект на бумаге в надежде на то, что строители, которых он нанял, выполнят проект быстро и без проблем. В таких обстоятельст-вах часто приходится исправлять ошибки монтажа сантехники или, например, установки дверей. Как правило, на оказании услуг по авторскому надзору в этом случае дизайнер зарабатывает больше, чем если бы между ним и заказчиком был заключен договор с четко прописанной суммой оплаты услуг и месячным количеством выездов.
Если по договору об автор-ском надзоре дизайнер берет, предположим, 2 тысячи рублей за выезд в пределах МКАД, то при отсутствии такого договора он вполне может взять и 5 тысяч за вызов. Причем количество выездов к заказчику будет примерно одинаковым - четыре-пять в месяц. Получается, что на желании заказчика сэкономить дизайнер может заработать в 2,5 раза больше, чем получил бы, заключив договор об авторском надзоре.
НЕ ХВАТАЕТ ЗАНЕСТИ
Впрочем, если кто-то подумал, что дизайнеры интерьеров только и делают, что получают деньги, он ошибся. Дизайнеры порой их отдают, а еще чаще и рады бы отдать, но денег слишком мало для того, чтобы их кто-то взял.
Лакомый кусочек для любого дизайнерского бюро - заказ на оформление чего-нибудь крупного, например гостиницы или бизнес-центра. Увы, небольшим студиям практически невозможно получить заказ от крупной строительной компании, одним из учредителей которой является государство. Известно, что в таких случаях по закону компания-заказчик должна проводить тендер. Право на осуществление проекта получит, по словам одного из наших собеседников, тот, кто заплатит компании, чтобы этот тендер выиграть. Здесь тоже речь идет о заработках на стройматериалах, только совсем в других масштабах. В общем, небольшие и даже средние дизайнерские бюро заплатить необходимую сумму, чтобы выиграть тендер, не в состоянии. Мощности не те.
ЗАРПЛАТЫ
100 000 рублей
зарабатывает дизайнер с именем и опытом работы больше пяти лет в Москве
30 000 рублей
зарабатывает начинающий дизайнер, выпускник художественного вуза в Москве
25 000 рублей
зарабатывает дизайнер с опытом в регионах
ДЕТАЛИ
30 листов
объем дизайн-проекта трехкомнатной квартиры
15 проектов
может находиться в работе у дизайнера одновременно
4 месяца
максимальный срок работы дизайнера над проектом жилого помещения
1 год
дизайнер может зарабатывать на проекте, который давно сдан