Сперва "подметные" листовки с призывом к отмщению вывели на улицы пять тысяч белых, устроивших всякие бесчинства. Следом и молодые австралийцы-ливанцы вышли на тропу войны. Хулиганские выходки случились в столицах еще трех штатов.
В стране, созданной с нуля иммигрантами (ссыльные и каторжники не в счет), главным аргументом в отношениях между белой и "цветной" общинами вдруг стали металлический прут и бейсбольная бита. Выходящая в Брисбене газета "Курьер мейл" полагает, что "тикающая бомба расовой ненависти" должна была когда-нибудь взорваться. Консервативный по духу аналитик Джерард Хендерсон из "Сидней морнинг геральд", напротив, считает, что все до скукоты банально: агрессивная орава австралов из числа мусульман размялась с агрессивно настроенной ватагой из австралов "англо-кельтских корней" - и нечего, мол, огород городить.
Кроналла, где мне доводилось бывать не раз, - типичный район проживания белых с невысоким уровнем доходов. Неподалеку, к северо-западу от Кроналлы, находится Лакемба, облюбованная арабами ливанского происхождения. Сидней - место, где все этнические группы живут компактно, каждая в своем районе. Но вот межэтнические столкновения показали, что австралийский плавильный котел разных культур - не более чем миф.
Почему? Причин несколько. До 1973 года миграционные законы исключали приезд на эти берега кого-либо, кто по внешним признакам не походил на переселенцев из Европы (называлось это политикой "Белой Австралии"). С тех пор осознали, что без мигрантов не справиться с последствиями утечки мозгов в более зажиточные государства, хронической нехваткой квалифицированной рабочей силы, проблемой стареющего населения и низкой рождаемости. Сказывается и злоба дня: ответственность за выросшую после 11 сентября якобы неуживчивость мусульманских общин лежит на риторике из Вашингтона: там метят в глобальный терроризм, а попадают в ислам.
Поэтому вину за бои местного значения в Кроналле возлагают и на разгоряченных белых подростков, не воспитанных на традициях толерантности, и на цветных иммигрантов, не желающих следовать правилам общежития в стране, их приютившей.
Но - есть мнение, что хватит с нас "малтикультурализма", официальной политики, означающей всемерное поощрение культурно-языковой самости каждой из общин. Вот слова сиднейца Юсефа Мурра: "До 1984 года я был австралийцем. После провозглашения "малтикультурализма" я стал ливано-австралийцем. Это явилось началом сепаратистских настроений, которые и выплеснулись сегодня наружу". По его мнению, нужно акцентировать внимание не "на различиях", а на том, что у нас общее. И в первую очередь - на принадлежности к единой австралийской нации.