Перед самой Олимпиадой в Афинах "Труд" уже высказывал свои деликатные подозрения в адрес спортсменки: бывший муж всеамериканской любимицы, известный толкатель ядра Си Джи Хантер, дисквалифицированный за применение допинга, обвинял Мэрион в том же. Но явных доказательств не было. Ведь всегда и везде Джонс без проблем проходила через вроде бы самые серьезные допинг-тесты. Однако громила-толкатель клеймил свою бывшую любовь на каждом шагу, и фирма спортивной одежды, заключившая на годы солидный контракт с чемпионкой, потребовала, чтобы быстроногая спринтерша прошла тест не на допинг, а на детекторе лжи. Хладнокровная "черная лань" без сучка, без задоринки ответила на все вопросы, дав лихую отповедь бывшему муженьку. (Вот такое бы самообладание и, к примеру, нашему бывшему агенту Олдричу Эймсу, провалившему тест на детекторе и осужденному на пожизненное заключение за шпионаж известно в пользу какой страны.)
Но на днях стало ясно: Джонс обманула и детектор. Руководитель лаборатории "БАЛКО" Виктор Конте, которому в марте предстоит ответить на несколько десятков судебных обвинений в изготовлении и поставке запрещенных веществ, вдруг нарушил обет молчания. Он в деталях рассказал по телевидению о том, насколько умело и с полным самообладанием дурила головы врачам и болельщикам несравненная Мэрион. Слушая рассказ патентованного жулика, обвиняющегося в нарушении ряда статей американских законов, ловил себя на мысли: а ведь Джонс, с которой я знаком уже многие годы, действительно неотразимо артистична. Как мило отвечала она всегда и на мои вопросы, с каким гневом клеймила легкоатлетов, пойманных на стероидах или кровяном допинге. Оказывается, и Конте испытывал к Джонс искреннюю симпатию:
- Она все делала со вкусом и умело, - вспоминает производитель новейших видов спортивных стимуляторов. - Однажды дал ей шприц с необходимым для установления рекорда веществом. Он был последней модели, и я волновался, что Мэрион будет сложно ввести в вену четверную дозу. Но она, закатав велосипедные штанишки, всадила себе в бедро шприц с поразившим меня самообладанием. Теперь я был спокоен. Мэрион знала, как пользоваться мощнейшим средством, повышающим скорость и дающим спринтеру ощущение легкости. Она чувствовала себя на дорожке перышком. И оба мы были в курсе, что одна инъекция этого лучшего из наилучших веществ обходится в 1000 долларов. Сколько таких уколов, иногда болезненных, сделано. Нет, не зря Си Джи Хантер привел ко мне свою жену.
...С помощью сильных наркотиков (давайте называть вещи своими именами) Джонс выиграла три золотые медали плюс еще два призовых места на Олимпиаде-2000 в Сиднее. На всемирных гала-торжествах в Монте-Карло я не раз в едином порыве с толпой журналистов и спортивных руководителей вставал и отбивал ладони в честь "великой Мэрион", не раз признаваемой лучшей легкоатлеткой года... Теперь Конте, вдруг заговоривший в преддверии назначенных на март судебных слушаний, заставляет по-иному взглянуть на свою постоянную клиентку:
- С годами она сделалась забывчивой. Пропали всегдашняя собранность и концентрация, - сетует колдун-изобретатель. - Джонс забывала допинг в гостиничных номерах. Что было бы, если бы его обнаружили... Мне приходилось возвращать ее, недовольную, в гостиничные номера, где шприц с веществом дважды оставался лежать прямо в холодильнике.
Потом Мэрион (может, чтоб не портить собственную "безупречную" репутацию?) рассталась с пойманным на допинг-тесте мужем. Сошлась с Тимом Монтгомери. И привела его, судя по всему, в ту же лабораторию "БАЛКО" к Виктору Конте. Вскоре Тим побил рекорд на культовой для легкой атлетики дистанции - стометровке. Надо сказать, что в отличие от гражданской супруги и матери их ребенка, Монтгомери уличили в употреблении ТХГ довольно быстро. Попался на этой же новинке и английский спринтер - чемпион Европы Дуайт Чэмберс, тоже постоянный клиент лаборатории "БАЛКО". Но ни он, ни Монтгомери до сих пор не признают, что нарушили закон.
А вот двукратная чемпионка мира-2003 в Париже на обеих спринтерских дистанциях (100 и 200 метров), подруга Джонс по сборной США Келли Уайт публично признала свою вину. Глотала и вкалывала все виды допинга, которые только успевал подтаскивать ей руководитель лаборатории "БАЛКО".
- Я, признаться, и сам не могу понять, каким же образом Уайт проходила все тесты после таких огромных доз, - поражается Виктор Конте. - А попалась на пробе, взятой после 200-метровки. И что удивительно, тест показал незначительное превышение содержания в крови одного из полузапрещенных веществ. Тогда Уайт сочинила, что в ее семье есть страдающие от падучей, и чтобы избежать возможной наследственности, она и принимала лекарства. Уайт, которая разжалобила полмира, все же была дисквалифицирована. И вот не выдержала:
- Мои мускулы росли с невероятной быстротой. Я начала говорить таким голосом, будто постоянно болею гриппом, а свекровь язвила, что я становлюсь похожей на здоровенного парня. Меня не узнавали старые знакомые, когда звонила им по телефону, принимали за мужчину.
Но на откровенное признание Келли Уайт подтолкнула все-таки не свекровь. Уж очень явные улики собрала против лгуньи Всемирная антидопинговая организация (ВАДА). Ее руководителя канадца Ричарда Паунда иногда обвиняют в чрезмерной суровости и подозрительности по отношению к спортсменам, в том числе и к российским. Действительно, Дик Паунд не пылает любовью к представителям нашей державы. На зимней Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк Сити Паунд был твердо убежден в необходимости дисквалификации наших лыжниц Лазутиной и Даниловой. Время доказало его правоту. И в деле лаборатории "БАЛКО" канадец занял самую решительную позицию.
- Если выяснится, что победы Джонс, даже давние, одержаны с помощью запрещенных веществ, то она должна быть лишена всех своих рекордов, титулов и медалей, - заявил журналистам первый человек в ВАДА.
- И даже тех, что завоевала на чемпионатах мира и в 2000 году в Сиднее?
- Всех.
Но сделать это будет непросто. Улики уликами, а чистые тесты Мэрион Джонс остаются непонятно как, но пройденными: не пойман - не вор. Адвокаты Мэрион уже объявили, что подадут иск против Конте, "выдвинувшего бездоказательные обвинения" против нее. Мэрион готовится к новому сезону, обещая продемонстрировать на чемпионате мира-2005 в Хельсинки сокрушительную форму. Только верит ей мало кто. На днях организаторы крупного турнира в Англии попросили Джонс "воздержаться от участия в состязаниях на территории Британии" до тех пор, пока она не докажет, что обвинения в ее адрес лишены основания.