Культурный центр Павла Слободкина, в котором проходило это праздничное действо, был буквально нашпигован знаменитостями. Молодых "звезд" и "звездочек", засветившихся в бесчисленных телесериалах, было не счесть. Не подкачали с явкой и мастера. В черном смокинге и бабочке (и ничего оранжевого!) прибыл из Киева величественный и насмешливый Богдан Ступка, пересыпающий речь то украинскими, то французскими, то итальянскими словечками. Алла Демидова изящно и непринужденно держала прямую спину. Леонид Ярмольник по обычаю строил друзьям уморительные рожицы. Светлана Тома и ее дочь Ирина Лачина-Тома смотрелись как сестры-близнецы. Настоящие сестры Аня и Надя Михалковы, мило обнявшись, позировали фотографам. Кинорежиссер и продюсер Валерий Тодоровский давал интервью всем телеканалам сразу. Что касается снимающей и пишущей прессы, то в фойе от нее было просто не протолкнуться. А это верный признак того, что премия "Золотой овен", вручаемая нынче в седьмой раз, стала по-настоящему значимым событием.
В сущности, "Золотой овен" год за годом открывает премиальный марафон и диктует правила киномоды. Так повелось, что академики "Золотого орла" и "Ники" впоследствии с небольшими вариациями лишь дублируют решения кинокритиков. Ведь последние, как ни крути, - самые "насмотренные" люди на свете. Хотя бы в силу этого "Золотой овен" - самая объективная кинопремия. В своих вердиктах критики все-таки ориентируются не на модное имя или раскрученный бренд - они голосуют за реально свершившийся (или, увы, не удавшийся) кинематографический прорыв. Не случайно из ста критиков, принявших участие в первом этапе голосования, за навязший в зубах "Ночной дозор" отдал свой голос только один человек. Зато в лидеры сезона, богатого на подлинные удачи, у критиков вышли действительно незаурядные фильмы: "Свои" Дмитрия Месхиева (8 номинаций), "Мой сводный брат Франкенштейн" Валерия Тодоровского и "Настройщик" Киры Муратовой (по 6 номинаций), "Водитель для Веры" Павла Чухрая и "Долгое прощание" Сергея Урсуляка (по 3 номинации), "Время жатвы" Марины Разбежкиной и "Русское" Александра Велединского (по 2 номинации)...
Финальное голосование проходило в прямом эфире канала СТС. Для этого в центре Павла Слободкина были оборудованы специальные пульты - прямо как у депутатов Госдумы. Члены Экспертного совета, в том числе и автор этих строк, прямо на глазах у заинтересованной публики делали окончательный выбор. Результаты возникали на экране в режиме реального времени. Они были зачастую неожиданными даже для самих голосовавших. Более того, судьбу "Золотого овна" порой решал всего один голос. Так, в номинации "Лучший дебют" картина "4" Ильи Хржановского набрала 12 голосов, а победитель - фильм "Время жатвы" - 13 голосов. Результат голосования в номинации "Лучшая женская роль" и вовсе вызвал у публики невольное "ах": многоопытная Алла Демидова, с блеском сыгравшая роль престарелой "дамы с собачкой" в фильме "Настройщик", разделила триумф с юной Полиной Агуреевой, для которой роль грешной и чистой Ляли в пронзительной экранизации трифоновского "Долгого прощания" стала дебютом в большом кино.
- Я нахожусь уже в том возрасте, - сказала, получая награду, Алла Демидова, - когда могу говорить то, что думаю. Сознаюсь, я болела за Полину Агурееву. Она блестяще сыграла свою роль. То, что я получаю награду вместе с ней, - на совести критиков, которые, думаю, учли мои былые заслуги. Хотя я раньше никогда не играла таких странных героинь, как в "Настройщике". Обычно я работаю очень трудно, а в этом фильме играла очень легко. Сказалась особая режиссерская манера Киры Муратовой, располагающая к раскованности и импровизации.
Критики, в своей основной массе преданно любящие творчество Муратовой, вполне согласились с Аллой Демидовой, присудив Кире Георгиевне "Золотого овна" за лучшую режиссуру, а ее соратнику по фильму и мужу по жизни Евгению Голубенко - приз за лучшую работу художника. Лучшим оператором была признана Ирина Уральская, поэтично и нежно снявшая чувашскую деревню в фильме "Время жатвы". Лучшую музыку, по версии критиков, написали Владимир Чекасин и Сергей Шнуров в фильме "Время мотыльков". Борис Каморзин получил приз за лучшее исполнение роли второго плана в фильме "Долгое прощание". Остальные награды, в том числе за лучший фильм года (продюсеры Виктор Глухов, Сергей Мелькумов, Елена Яцура), лучший сценарий (Валентин Черных), лучшую женскую роль второго плана (Наталья Суркова), лучшую мужскую роль (Богдан Ступка), заслуженно достались фильму "Свои".
Напомню: эта мощная военная драма, на новом витке продолжающая традиции военного кинематографа Григория Чухрая, Станислава Ростоцкого, Сергея Бондарчука, Ларисы Шепитько, стала победителем Московского кинофестиваля. Теперь с мнением международного жюри солидаризировалась элита отечественной критики, в очередной раз доказав, что упорное противопоставление снимающих кино и пишущих о кино - из разряда надуманных. В оценке подлинных произведений искусства все кинематографисты - одна семья, все - свои.
И только российский оскаровский комитет, функционирующий по каким-то только ему ведомым законам, счел лучшим фильмом года и отправил на "Оскар" скроенный по американским лекалам фильм "Ночной дозор". Тот самый, в котором действуют вампиры, вурдалаки, Темные и всякие прочие Иные. И который у критиков даже в списках не значился...