НЕ УВЕРЕН - НЕ УГОНЯЙ

С середины декабря в столице планировалось ввести новую схему эвакуации транспорта, мешающего

С середины декабря в столице планировалось ввести новую схему эвакуации транспорта, мешающего уборке города. Об этом заявил на селекторном совещании руководитель департамента транспорта и связи города Павел Златин. Согласно его предложению, сразу по 10 - 15 эвакуаторов должны выезжать на какую-нибудь улицу и "мести" подряд все машины, оказавшиеся не на должном месте.
ТОЧЕЧНАЯ ЗАЧИСТКА
Такая "зачистка" будет проводиться на "избранной" улице как минимум по три дня: до тех пор, пока местные автовладельцы не перевоспитаются. Тогда эвакуаторы переедут в другое место.
- Когда машины увозят по одной, не так заметно, нет воспитательного эффекта, а массовую эвакуацию не заметить будет трудно. Это даст понять водителям, что машину в неположенном месте лучше не оставлять, - подчеркнул П. Златин.
С реализацией этих планов пришлось повременить. Шлагбаум поставил мэр Москвы, в канун Дня Конституции подписав распоряжение "О временном приостановлении использования эвакуаторов". Но водителям не стоит слишком уж радоваться: эвакуаторы, возможно, разрешат вновь уже на днях. После того как департамент транспорта и связи выполнит поручение градоначальника - "разработать меры по обеспечению контроля за работой эвакуаторов, исключающие злоупотребления при их использовании". На выполнение задачи департаменту был отведен недельный срок.
ДОСТАВАЙТЕ КОШЕЛЬКИ
Помимо морального ущерба (первая мысль, когда водитель не обнаруживает свою машину на месте: угнали!), владельцы эвакуированных авто несут значительные материальные расходы. Штраф за парковку в неположенном месте - 50 рублей. За транспортировку на штрафстоянку - 1809 рублей 20 копеек.
Если водитель не успеет добраться до стоянки в течение трех часов после эвакуации машины, то ему приходится платить еще и за "отстой". А это - по 52 рубля 70 копеек за каждый час. Наверное, поэтому владельцу обычно не торопятся сообщать, где находится его машина, - пусть побегает, потеряет время.
У некоторых в итоге набегает такая сумма, что автовладелец не в состоянии сразу выкупить свое автосредство. По данным департамента транспорта и связи, за ноябрь на штрафплощадки было отправлено 10380 машин, забрали свои автомобили 10106 владельцев. Всего же, по словам П. Златина, на штрафстоянках сегодня остаются невостребованными почти полторы тысячи машин.
"Мострансконтроль", в чьем ведении штрафные стоянки, подает в суды иски на тех владельцев, которые не в состоянии заплатить за "простой", - чтобы конфисковать машину и продать ее.
Понятно, что страдают от такой системы, как всегда, в первую очередь бедные. Малообеспеченные автолюбители - это в основном ветераны.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЮРИСТА
Почетный адвокат России Леонид Ольшанский борется с экстремистами эвакуаторами больше десяти лет. В 1997 году эти усилия увенчались успехом: Верховный суд отменил московские документы, регламентирующие деятельность эвакуаторов, а Госдума дополнила старый Кодекс об административных правонарушениях примечанием к статье 115, где запрещалось применение эвакуаторов.
Самое интересное, что новый Административный кодекс не только сохранил это положение, но и пошел дальше. Одна из его статей гласит: за факт применения блокератора или эвакуатора сотрудник ГАИ штрафуется на 20 МРОТ, а машина немедленно возвращается владельцу.
- Казалось бы, вопрос о запрете эвакуаторов решен на самом высоком уровне, - говорит Ольшанский. - Так нет же, Москва принимает новый местный закон о порядке содержания транспортных средств, который гласит: "Транспортное средство задерживается при помощи другого транспортного средства". Здесь нет слова "эвакуатор", значит, формально нет и противоречия с федеральным законодательством, а суть остается прежней.
- И не верьте тем, кто утверждает, что эвакуаторы есть во всем мире, - добавляет адвокат. - Их действительно применяют в некоторых странах, но только для того, чтобы растащить пробку или эвакуировать машину с места аварии. Но при этом машину ставят на соседней улице, отдают владельцу сразу, а только потом требуют оплатить работу. А такого, чтобы удерживать, пока не заплатит, нет нигде.
НАРУШИТЕЛИ ПОНЕВОЛЕ
Почему машины оставляют в неположенном месте? Да прежде всего потому, что в городе не хватает стоянок, даже платных. Когда (в прошлом веке) на улицах появились эвакуаторы, городские власти обещали: сборы от их работы пойдут как раз на строительство парковок. Однако это пока не произошло. Как сказали нам в пресс-службе департамента транспорта и связи, деньги идут на содержание штрафстоянок и их развитие, охрану, зарплату сотрудников...
Парадокс: вместо того чтобы развивать сеть нормальных стоянок, - создают все новые штрафные.
Ненормальная ситуация с эвакуаторами уже очевидна не только для пострадавших от них автовладельцев. Вот и мэр Москвы Юрий Лужков признался в телевизионном эфире: "Те, кто занимается эвакуацией, думают лишь о том, как вытащить деньги у владельца автомобиля. Я уже предупредил всех, кто связан с проблемой: если не будет обеспечена порядочность, то я первый запрещу эвакуаторы". И спустя несколько дней запретил. Но - с формулировкой - "временно", "до особого распоряжения".
Каким же образом городские власти собираются "обеспечивать порядочность" в работе эвакуаторов в дальнейшем? Как нам рассказали в столичной администрации, парк эвакуаторов, который в последнее время эксплуатировался по сути коммерческими предприятиями, планируется вернуть в распоряжение города. Но вот легче ли от этого станет автомобилистам? И отменятся ли в связи с этим планы "точечных зачисток", которые озвучил Павел Златин?