В прошлом году Кузнецкому мосту стукнуло 250 лет. Взамен деревянного мостика, соединявшего берега реки Неглинки, главный столичный архитектор того времени Дмитрий Ухтомский спроектировал и построил арочный белокаменный мост длиной 120 и шириной 12 метров. Такие габариты позволили распологать на нем торговые ряды. В 1812 году войска Наполеона не тронули мост только благодаря этим модным лавкам, которые занимали французские купцы. Но уже спустя четыре года творение Ухтомского пало жертвой задуманной властями перепланировки центра города. Неглинку заключили в трубу, а мост просто засыпали.
Обнаружили его случайно: в 1986 году во время ремонта коллекторов. "Это был шок - целый и практически невредимый Кузнецкий мост! Экскаватор только чуть повредил одну из арок. Тогда собрали пятнадцать мешков подписей от населения с просьбой открыть мост. Но начался распад Союза и про него забыли, опять законсервировали и закопали", - рассказывает очевидец тех событий и один из инициаторов возрождения Кузнецкого моста преподаватель Московского архитектурного института Марина Антохина.
Специалисты утверждают, что откопать мост не сложно. Техническое состояние его пролетов допускает реставрацию. Гораздо труднее освободить арки от проложенных под ними коммуникаций. Сквозь одну проходит коллектор, по которому течет Неглинка, под другой проложена теплосеть и многочисленные кабели связи. Один из авторов проекта - руководитель "Спецпроектреставрации" Олег Журин (благодаря которому, кстати, были восстановлены Воскресенские ворота на Красной площади) продемонстрировал корреспонденту "Труда" три варианта реконструкции Кузнецкого моста. Первый, не требующий кардинальных преобразований: открыть только одну арку - ту, которая никак не связана с подземными коммуникациями. Можно освободить и две арки. В этом случае проезжая часть сузится до 14 метров. Если же откопать весь мост, проезд по нему придется закрыть. В этом случае необходимо полностью пересматривать схему организации движения между Рождественкой и Петровкой. Для самих архитекторов, конечно, предпочтителен последний вариант. "Мост красив, и пусть люди любуются арочными пролетами, парапетом и украшающими его декоративными вазами", - говорит Журин.
С одной стороны, у городских властей есть возможность получить еще одно место паломничества туристов, с другой - затрагиваются коммерческие интересы многочисленных бутиков и банков, распложенных на Кузнецком мосту, которые из-за отсутствия подъезда к ним могут лишиться части своих клиентов. Неизвестно и то, как отреагирует на предложение историков инвестор, строящий рядом с Кузнецким мостом новое здание ЦУМа. Кстати, в котловане, вырытом под его фундамент, археологи обнаружили остатки храма Воскресения Славущего. Главный археолог Москвы Александр Векслер надеется уговорить владельцев ЦУМа включить его кладку в интерьеры будущего магазина. "Было бы здорово объединить Кузнецкий мост и храм в один комплекс, - предлагает Векслер, - и создать археологический музей под открытым небом".
У проектировщиков уже есть масса вариантов, как сделать мост функциональным. Внутри это пустотелая конструкция. Здесь можно было бы открыть кафе, музей улицы Кузнецкий мост или, по примеру Версальской школы ландшафтного дизайна, устраивать рядом выставки цветников. Кузнецкий мост можно сделать главным "тусовочным" местом москвичей.
Недавно проекты восстановления моста были представлены на общественном градостроительном совете мэру Москвы Юрию Лужкову. Градоначальник идею реконструкции одобрил и поручил своим чиновникам разобраться с транспортной ситуацией.
"В конце концов есть опыт старинного моста Нихомбаси в Токио. Ему 500 лет, и он открыт. Над мостом - проезжая часть, под ним тоже, а вокруг три торговых центра, и покупатели глазеют на это чудо из стеклянных лифтов", - заключает Марина Антохина.