- Как вы оцениваете последние события в Украине, в частности, решение Верховного суда о признании второго тура президентских выборов недействительными?
- Решение Верховного суда Украины больше политическое, чем правовое. Если во втором туре все так неправильно, то как быть с итогами первого? Третий тур - беспрецедентный случай. Это решение суда войдет во все юридические анналы и еще долго будет предметом дискуссий. Но коль такое решение принято, с ним согласилась Верховная Рада, его надо выполнять. Что же касается постановлений парламента о конституционной реформе и соответствующих изменениях в законах, это главный итог того, что было предпринято участниками "круглых столов". И надо обязательно дать правовую оценку тем отклонениям, которые были выявлены и в первом, и во втором турах голосования, чтобы не повторились ошибки. На них опять-таки может указать только суд. А когда барабанный бой... Это опасный путь. Очень трудно прогнозировать развитие событий, когда они вне рамок закона. Ведь не я, а Виктор Ющенко сказал: "Улица надавила на власть". Так можно далеко зайти.
- Вы уверены, что третьим туром, 26 декабря, все закончится и Украина накануне Нового года узнает имя своего нового президента?
- Коль парламентом Украины приняты изменения в закон о выборах президента, которые должны по идее снять ряд вопросов, то надо думать, что 26 декабря все это закончится. И Россия, как уже неоднократно говорил Владимир Путин, будет работать с тем президентом, которого изберет украинский народ.
- Виктор Степанович, насколько события последних недель в Киеве могут отразиться на российско-украинских торгово-экономических отношениях?
- От всего этого, конечно же, страдает экономика. Страна живет в непонятном ритме, начинаются сбои, и восстановить утерянное будет не просто. Но я хочу сказать: мы будем делать все, чтобы российско-украинские отношения развивались по восходящей и далее, как это было до сих пор. На сегодня, к примеру, товарооборот между нашими странами уже где-то под 16 миллиардов долларов. Думаю, что по итогам года будут все 18 миллиардов. Неиспользованных возможностей, конечно, у нас значительно больше. Я вижу в перспективе все 50 миллиардов.
- С начала выборной кампании и в ходе голосований из уст украинских политиков не сходит тема двойного гражданства и русского языка как второго государственного.
- Официальное введение двуязычия, конечно, облегчило бы общение людей. Но все эти вопросы, как уже не раз говорилось, чисто внутреннее дело Украины.
- Местные СМИ нынче активно обвиняют США и Россию в стремлении усилить свое влияние на Киев, перетянуть Украину на свою сторону. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Украина - самодостаточная европейская страна, и ей самой решать, с кем сотрудничать и куда смотреть - на Запад или Восток. А лучше бы, в порядке пожелания, смотреть больше не по сторонам, а своими проблемами заниматься. С кем-то тут соревноваться мы не собираемся. Мы развиваем и будем развивать наши отношения с Украиной, потому что это выгодно России. Наши интересы абсолютно не противоречат интересам Украины. У нас долгосрочные контракты, договора, и мы их будем совместно выполнять в интересах наших народов.