ВЫХОДИ СТРОИТЬСЯ

В весеннюю сессию депутаты твердо намерены разобраться с теми, кто правдами и неправдами стремится избежать армейской службы. "Настало время осуществить законодательную ревизию отсрочек от призыва", - заявил председатель думского Комитета по обороне Виктор Заварзин.

Этого следовало ожидать. И дело здесь не в том, что Минобороны наконец-то удалось "навербовать" среди депутатов достаточное количество сторонников своей давней идеи. К концу весеннего призыва-2004 стало окончательно ясно: армия полностью исчерпала свои резервы пополнения. В солдатский строй встали лишь 9,5 процента от тех, кто должен был по возрасту прийти в военкоматы. Это рекордно низкое количество за все последние годы. Для сравнения: десять лет назад цифра составляла 27 процентов.
Начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов год назад предупреждал, что если ситуация с призывом сохранится в прежнем виде, то потребности армии в рекрутах удастся удовлетворить только до 2006 года. Реальность оказалась гораздо печальнее. По расчетам Генштаба, чтобы полностью укомплектовать войска, необходимо 210,7 тысячи призывников, а под ружье встанут только 176,4 тысячи. Некомплект составляет 34,3 тысячи бойцов, то есть четыре полнокровные мотострелковые дивизии.
Ситуация осложняется тем, что расчеты на быстрое укомплектование полков и дивизий постоянной готовности контрактниками не оправдываются. Планировалось, что к 2008 году половина частей будет состоять из добровольцев. Но график набора волонтеров сорван. В нынешнем году ни один военный округ не выполнил план. Даже самый боевой, Северо-Кавказский, не дотянул до половины расчетных показателей. Многих не устраивает солдатское жалованье, которое составляет около 5 тысяч рублей. Поэтому, по расчетам Генштаба, к концу 2007 года количество контрактников в лучшем случае вырастет до 40 процентов. Значит, потребуется больше призывников.
Кроме того, к этому времени решено сократить срок службы до одного года. Если количество отсрочек резко не сократить, на этих планах можно смело ставить крест. Арифметика проста: раз срок службы уменьшается вдвое, то и солдат требуется вдвое больше.
По словам Виктора Заварзина, сейчас узаконены 34 отсрочки, которые делятся на образовательные, социальные, профессиональные и медицинские. Особенно его беспокоят отсрочки, связанные с учебой в вузах и техникумах. В прошлом году таких было около 2 миллионов человек. После получения заветного диплома они по идее и должны заполнить бреши в солдатских рядах, но в армейский строй попадают только 10-12 процентов.
Словом, ситуация тупиковая. Весь вопрос в том, как из нее выходить. Можно рубануть топором, попросту вычеркнув десятка полтора позиций из списка отсрочек. А можно попытаться кропотливо распутать клубок проблем и противоречий, который годами сплетался вокруг этих 34 пунктов. Хватит ли у депутатов на это терпения? Военные говорят, что они должны иметь право призывать самых лучших, что им нужен выбор. Но ведь надо, чтобы было из кого выбирать. Из Думы уже доносятся предложения пересмотреть медицинские отсрочки. А ведь в прошлом году около 2 тысяч "срочников" было комиссовано из армии по состоянию здоровья. Словом, проблему надо рассматривать в комплексе. В частности, в ходе намечающейся реформы здравоохранения предусмотреть комплекс государственных мер по медицинскому обслуживанию молодежи. Пока же здоровье призывников год от года ухудшается.
То же самое с образованием. Каждый пятый потенциальный солдат имеет за плечами не больше 9 классов. Весной в армию попадали даже вполне неграмотные парни. Значит, в ходе намечающейся реформы образования надо смотреть, чему и как учат в школах, особенно в сельских, в небольших городах. Или взять молодых талантливых ученых, музыкантов, студентов лучших вузов, готовящих специалистов по повышенно сложным, "элитным" специальностям. Не расточительно ли для Отечества - из аудитории такого юношу отправлять в казарму?
Если не увязывать все эти вопросы воедино, то механическая отмена отсрочек мало что даст. Она вызовет только раздражение в обществе. И получится, что в армию по-прежнему будут чуть ли не загонять силой.