ПЕРЕПРАВА

Во встрече Владимира Путина с Леонидом Кучмой, проходившей несколько месяцев назад в Днепропетровске, участвовал и мэр российской столицы Юрий Лужков. Именно тогда он впервые поделился с президентами идеей московского правительства построить мост через Керченский пролив. Главы государств проект поддержали. И вот теперь он начинает приобретать вполне конкретные очертания. Рассказывает первый зам. мэра в правительстве столицы, глава имущественного и земельного комплекса Олег ТОЛКАЧЕВ:

- На днях в Москве побывал с визитом председатель Верховной Рады Крыма Леонид Грач. Вместе с Юрием Лужковым он подписал протокол о выполнении договора, заключенного между столицей и полуостровом два года тому назад. Важность этого документа состоит в том, что он подводит конкретные итоги уже сделанного. В частности, создано акционерное общество, которое так и называется "Керченский мост". Правительство Москвы выделило деньги на предпроектные работы. Не хочу опережать события, но, скорее всего, у нас получится не просто мост, а комбинированная переправа - мост с тоннелем. Нужно учитывать прежний опыт: ведь попытку построить именно мост через пролив предпринимали еще немцы в 1944 году, но его снесло первым же ледоходом.
- И когда появится новая переправа?
- Это очень дорогой проект, стоимость которого специалисты оценивают от 0,5 до 1 миллиарда долларов. Пока у нас таких денег нет, но мы будем искать и, я уверен, найдем необходимые инвестиции. Сроками пока не хотим себя связывать. И тем не менее переправа Крым - Кавказ появится уже в самое ближайшее время. Пока она будет осуществляться с помощью парома, который как раз в эти дни Москва покупает на Дальнем Востоке. В отличие от предшественников, соединявших Крым с Кавказом до начала девяностых, наш паром вполне современный, достаточно мощный морской пароход. На судне работает опытная команда, которая согласилась провести его своим ходом в Крым - через Суэцкий канал и Индийский океан. Так что если все будет в порядке и наша сделка не сорвется, то уже в марте паром будет в проливе. А там, глядишь, и второй купим. Мы нацелены на то, чтобы не позднее лета паром уже заработал.
- Для кого это важнее - для нас или для Украины?
- Да для всех! Россияне получат прямой выход в Крым. Бизнесменам и туристам от нынешних кордонов на границе уже невмоготу - и времени там массу теряют, и обирают их таможенники как липку. Украина тоже нуждается в перевалке товаров. Ну а для жителей побережья это еще и тысячи новых рабочих мест, которых они ждут не дождутся.
- А городу Москве от этого какая выгода?
- Прежде всего мы хотели бы иметь постоянную тесную связь с русскими в Крыму, которые там составляют 76 процентов населения, а русскоговорящих насчитывается даже 90 процентов.
- Сотрудничеству Москвы и Крыма уже не один год. Сказалось ли оно на положении россиян, поневоле оказавшихся за границей?
- По сравнению с началом прошлого десятилетия, когда шел процесс дезинтеграции, распада, вытеснения русского языка и русской культуры, ситуация, безусловно, изменилась в лучшую сторону. Москва ведь все эти годы не только переправой занималась. Мы построили на полуострове более 2000 квартир для офицеров Черноморского флота. Приняли самое активное участие в восстановлении атомного крейсера "Москва", ставшего флагманом черноморцев. Списанный в свое время под нож корабль уже сходил даже в поход в Средиземное море. А в открывшемся в Севастополе филиале МГУ теперь учатся не только русские и севастопольцы, но и молодые люди из всех регионов Украины независимо от национальности.
- А какой у Москвы экономический интерес в Крыму?
- Интерес немалый. Например, для эксплуатации парома мы создадим судоходную компанию, которая, безусловно, принесет городу дивиденды. А главное, там у города Москвы находится довольно приличная собственность: это и дома для офицеров, и четыре здравницы, и земля. Словом, все свидетельствует о том, что мы в Крыму всерьез и надолго.