..."И ВОЛОСЫ СТЫНУТ В ЖИЛАХ"

Премьера американского блокбастера "Что скрывает ложь" собрала в московском кинотеатре "Прага" едва ли не весь столичный кинобомонд. Оно и понятно: в каком еще фильме можно увидеть Харрисона Форда и Мишель Пфайффер, никогда не снимавшихся вместе?

Прославленные голливудские звезды впервые встретились на съемочной площадке благодаря расторопной настойчивости Роберта Земекиса, постановщика таких кассовых боевиков, как "Назад в будущее", "Контакт", "Смерть ей к лицу", "Роман с камнем"... Видимо, режиссеру очень захотелось повторить коммерческий успех своих предыдущих лент, коль скоро он позвал в свой новый кинопроект двух чрезвычайно "кассовых" актеров, да еще снял фильм в жанре триллера, который, как известно, пользуется повышенным спросом у зрителей. Лично мне этот жанр не очень близок, но я допускаю, что кто-то, сидя в мягком кресле и чувствуя себя в комфортной безопасности, может "оттягиваться по полной программе" от лицезрения экранных кошмаров. Впрочем, думаю, что и ярые поклонники "ужастиков" будут в данном случае разочарованы: уж больно примитивно воздействует режиссер на чувства зрителей, вернее, на их первую сигнальную систему.
Удручает уже сама невесть в каком страшном сне привидевшаяся авторам сюжетная канва. Итак, преуспевающий профессор Норман Спенсер (Харрисон Форд) по легкомыслию изменил своей красавице жене (Мишель Пфайффер) с молоденькой студенткой. Но быстро к ней охладел и, само собой, утопил бедняжку в близлежащем озере. После чего, представьте, стал спокойно жить-поживать с законной супругой дальше. Но утопленница не захотела мирно покоиться на озерном дне, а превратилась в зловещий призрак и, стала мстительно бродить по огромному дому Спенсеров. При этом невинная жертва адюльтера решила почему-то преследовать не самого убийцу-профессора, а его впечатлительную жену, постепенно доводя последнюю (а вместе с ней и нас, зрителей) едва ли не до умопомрачения...
Режиссер бросил в дело едва ли не весь арсенал "страшилок", известных еще со времен "короля ужасов" Хичкока. Как водится, в мрачном доме Спенсеров в самые напряженные моменты фильма с утробным звуком открываются двери, сам собой гаснет свет, со стен падают картины, из кранов самопроизвольно начинают бить струи воды... Но это еще цветочки. Ягодки пойдут дальше, когда призрак, так сказать, материализуется, и его зеленый, тронутый тленом разложения лик станет с пугающей рельефностью и зловещей регулярностью (каждые 10-15 минут) всплывать то в пруду, то в озере, то в ванной, то в раковине умывальника - в самой непосредственной близости от голубоглазого лица главной героини. И вся эта чертовщина будет, разумеется, сопровождаться агрессивными, как удар молотка по сковородке, музыкальными акцентами. А финал истории, когда профессор окончательно сбросит маску ученого мужа и превратится в какого-то отъявленного вурдалака, вовсе утонет в лужах крови, в навороте невероятных событий на илистом дне реки, куда мстительная утопленница утянет Спенсера. Словом, "волосы в жилах стынут", как говаривал один мой коллега.
Опускаю вопрос, что заставило двух больших актеров сняться в этом заурядном, серийном "ужастике". Не спрашиваю режиссера, что сподвигло его, по-настоящему прославившегося несколько лет назад мудрым и горьким фильмом "Форрест Гамп", вновь податься на коммерческую стезю. Ответ в первом и во втором случае очевиден: пригрезились большие кассовые сборы по всему миру. Не знаю, не знаю... Может, в сытой, до скуки благополучной Америке фильм и вбросит кому-то адреналина в вялотекущую кровь, а у нас эти надуманные чужеземные страхи точно не пройдут. Своих - и вполне реальных - хватает. Надо ли их множить с помощью экрана?