В ГОСТЯХ У ФИДЕЛЯ

Знакомство Владимира Путина и Фиделя Кастро, политиков двух различных поколений, скрепляется в ходе личных встреч. Включая и официальные переговоры, призванные не восстановить прежний "благотворительный", сугубо идеологизированный характер двусторонних отношений, а перевести диалог двух равноправных государств на язык вполне прагматический.

Поскольку кубинцы и россияне придают особое значение символам, то в программу пребывания московского гостя включены ритуалы - отдать долг памяти у кубинского Монумента советскому солдату и оказать уважение пламенному борцу Хосе Марти у подножия его памятника. Хозяева с законной гордостью демонстрируют и символы перемен - в Центре биотехнологии и генной инженерии. А в качестве "изюминки" предполагается пригласить на выходные Владимира Путина с супругой в местечко Варадеро, воспетое бардами за свои роскошные пляжные просторы. После краткого отдыха президент РФ начнет осваивать Канаду - следующий этап его заокеанского турне.
Постоянное подчеркивание российскими руководителями, что на место идеологических уз приходит геополитическая прагматика, похоже, воспринято с пониманием в Гаване. По крайней мере, это обстоятельство не внесло диссонанс в мажорный фон первого визита российского президента на Кубу (последним кремлевским лидером, побывавшим на острове, был в апреле 1989 года Михаил Горбачев). Успех визита Путина на остров заранее был предопределен рядом факторов. Никто не имеет таких шансов заново подружиться с Кубой, как Россия. Есть объективная заинтересованность Гаваны в восстановлении экономически выгодных кооперативных связей. Есть и желание Москвы найти способ вернуть себе кубинские долги, оцениваемые в пределах от 11 до 20 миллиардов долларов. Но есть и традиционное радушие кубинцев, помнящих о временах, когда Советский Союз закупал у них сахар по ценам, превышавшим мировые в пять раз.
Поможет ли это России вернуться на Кубу в роли желанного торгового и инвестиционного партнера и тем самым составить реальную конкуренцию европейцам и канадцам, пробующим себя в этом качестве? Не последнюю роль должны сыграть в этом личный фактор, хорошо зарекомендовавший себя в тандеме Путин - Блэр, и поворотливая дипломатия Смоленской площади.