В прокат вышел новый фильм Анны Меликян о работнице шоколадной фабрики, услышавшей голоса из космоса
Анна Меликян – режиссер, которая снимает, в основном, фильмы про любовь, и ее наиболее известные картины имеют соответствующие названия: «Про любовь», «Про любовь. Только для взрослых», «Трое» и т. д. Но о чувствах она предпочитает снимать с иронией и усмешкой. Не исключением оказался и новый фильм «Чувства Анны», в котором, несмотря на серьезный заголовок, больше мрачноватой комедии.
Главная героиня – доверчивая простушка в исполнении Анны Михалковой: в этом закрепившемся за актрисой амплуа ею сыграно немало подобных ролей, прекрасно ей удающихся. Неудивительно, что и сценарий писался, что называется, на нее. Героиня Михалковой, сотрудница пермской шоколадной фабрики Анна Бородина, начинает слышать голоса внеземных цивилизаций, предупреждающие, что из-за агрессивного образа жизни жители Земли скоро погибнут. Она записывает их под диктовку свыше и тут же становится знаменитостью, «пермской Вангой» и центром всеобщего внимания. На нее обращают внимание СМИ, местные исследователи аномалий и литератор-интеллектуал, ухаживания которого она принимает за чистую монету. Окрыленная новой любовью, героиня пребывает в эйфории, но жизнь, как это часто бывает, готовит ей ловушку. Рушится семейная жизнь и, как будто в наказание за измену, Анна теряет способность принимать космические послания. Бывшая коллега становится конкуренткой, исследователи отворачиваются– в общем, беда не приходит одна. Безрадостную атмосферу фильма усиливает черно-белое изображение и идущая фоном пандемия – периодически мы видим, как кого-то уносят на носилках, сотрудницы фабрики носят стеклянные щитки, а в магазинах все еще требуют маски. Из сегодняшнего днявсе это воспринимается скорее как абсурд.
Героиня по ходу фильма притягивает к себе разных нелепых персонажей и сама выглядит смешной, порой даже жалкой, поскольку создается ощущение, что окружающие ею пользуются. Коллегив одинаковой спецодежде похожи на космический отряд или персонажей какой-то антиутопии вроде Оруэлла. Директор фабрики, вызывающая Анну для разборки, производит впечатление сумасшедшей (не знаю, как отреагировали на происходящее на экране реальный директор и сотрудники – ведь предприятие существует на самом деле).
Сам факт, что сотрудница шоколадной фабрики становится медиумом, изначально рассчитан на то, чтобы вызвать улыбку у зрителя, и все ситуации, в которые попадает героиня – интервью репортеров, съемки для журналов, выступление на конференции, воображаемый разговор с телеведущей и прочее – воспринимаются, скорее, как насмешка над наивной простушкой. Мы не верим в серьезность ее дара, для нас происходящее – комедия, в отличие от самой героини, которая воспринимает все всерьез: нам часто показывают крупным планом ее наивно-удивленное лицо. Название фильма тоже обманчиво. Кажется, что речь идет о лирических чувствах, но самое существенное в фильме – любовная история – теряется на фоне происходящей околофантастической шумихи, из-за которой фильм, идущий больше двух часов, кажется несколько затянутым.Единственное, что выглядит трогательно– финальная сцена раскаяния.
Можно по-разному воспринимать сюжет фильма – как историю наивной женщины, которая неожиданно полюбила, но ошиблась в любви, или шире – как иллюстрацию того, что любая попытка выйти за рамки обыденности и почувствовать себя счастливым рискует стать недолговечной и провальной. И над тем, и над другим можно, конечно, посмеяться, что и делает режиссер, но вряд ли это вдохновит зрителя. Ему, зачастую занятому, как и героиня фильма, рутинной работой, так хочется приподняться над унылой повседневностью.
Все же, поскольку большая часть нашей кинопублики – это зрительницы, а режиссер – женщина и женские переживания сняты ею со знанием дела, думаю, у фильма будет своя аудитория.